В прописях не получается красиво писать. Как научить детей писать красиво консультация (1 класс) на тему. Постановка красивого почерка

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Если бы курица понимала человеческую речь, она бы сильно обиделась, услышав, что с её лапой сравнивают руку того, кто пишет некрасиво и неаккуратно. Но не стоит обижать или осуждать и ребёнка, который не умеет писать красиво.

Каллиграфия – это мастерство

Сами по себе, теоретически, может абсолютно любой человек, можно даже научить этому некоторых животных (обезьян, слонов). Однако писать красиво – умение совсем другого рода. Аккуратный почерк вырабатывается долго и упорно, а у некоторых (а в наше время – у большинства людей!) не вырабатывается вообще. « » в школе вообще уделяется слишком мало внимания, и с каждым годом всё меньше: это становится неактуальным, в отличие, например, от умения . Однако оценки за плохой продолжают снижать, что выглядит несправедливо.

Справиться с этой несправедливостью родители могут самостоятельно, занимаясь со своими детьми. Несмотря на то, что выработка красивого почерка – занятие сложное, добиться успеха вполне реально при надлежащем терпении.

Начните занятия как можно раньше

Многие специалисты говорят, что вырабатывать правильный почерк у детей нужно как можно раньше – желательно даже с трёхлетнего возраста. Однако другие возражают, напоминая, что рука малыша в этом возрасте ещё физиологически не подготовлена к письму; к тому же правила написания букв знакомы не всем родителям, да и стандарты по этой части меняются: так, в середине 90-х в школьных прописях появились новые образцы, более упрощённые, чем классический письменный шрифт. Многие учителя в то время не приняли новшеств и продолжали обучать детей по прежнему стандарту.

Однако именно с трёх лет необходимо тренировать руку ребёнка, подготавливая её к письму. И для этого не нужно его учить писать буквы. Необходимо научить его рисовать простые фигуры: круги, линии, треугольники, петельки и др. Пусть рисует всё, что угодно, это тренирует не только моторику рук и пальцев, но и развивает фантазию, образное мышление, знакомит с фигурами, формами и цветами. В более позднем возрасте можно приступать и к написанию букв.

Рукоделие

Тренировка – один из самых важных факторов при обучении письму. Способов развивать руку великое множество, и здесь можно привести только некоторые:

  • ­ завязывание шнурков, застёгивание пуговиц; двигать пальцами в этих занятиях нужно ловко и аккуратно;
  • раскрашивание и занятия штрихованием;
  • рисование различными способами – как традиционными (карандашами, красками, фломастерами, ручкой), так и нетрадиционными (на гречке, муке и др.);
  • складывание оригами, собирание пазлов, конструкторов, мозаика, лепка из пластилина;
  • бисероплетение, вышивание, вязание, вырезание ножницами деталей и изготовление аппликаций;
  • игра на гитаре и других подобных музыкальных инструментах.

Замечено, что у детей (да и взрослых), увлекающихся этими видами деятельности, почерк становится значительно лучше. Эти увлечения также сказываются на интеллектуальном развитии детей – они становятся умнее, сообразительнее, в будущем им легче освоить профессиональные навыки.

Высокая интеллектуальность населения характерна для стран Юго-Восточной Азии, в которых пишут иероглифами. Освоить их написание – задача достаточно сложная, требующая не только терпения и памяти, но и сообразительности. В прежнее время популярной была и каллиграфия в качестве отдельного искусства. В наше время каллиграфия – выписывание иероглифов — не пользуется популярностью в Японии, Китае и Корее, однако по-прежнему востребована во Вьетнаме, несмотря на то, что вьетнамский язык уже давным-давно использует латиницу: в быту вьетнамцы увлекаются красивым и живописным выписыванием иероглифов и посещают специальные курсы.

Как сидеть и что держать в руках

Для выработки красивого почерка немаловажно придерживаться определённых правил. Это касается осанки и расположения письменных принадлежностей.

  • Спина при посадке должна быть прямая, локти должны лежать на столе.
  • Подходящей должна быть высота письменного стола.
  • Тетрадь обязательно должна быть наклонена под углом 25 градусов к краю стола; это правило, к сожалению, сегодня практически не соблюдается, даже в школах столешницы парт горизонтальные, однако в советское время школьные парты производились наклонными. Старшее поколение помнит и парты, сопряжённые со скамьёй: в них строго выдержаны и наклон столешницы, и расстояние от парты до ученика.

Свои правила существуют для ручек и карандашей. Желательно, чтобы они были трёхгранными, поскольку такая форма удобнее. Сейчас производятся и ручки со специальными углублениями под пальцы.

Кстати, относительно шариковых и перьевых ручек споры продолжаются до сих пор. Кто-то заметил, что после внедрения шариковых ручек и отказа от перьевых у учеников массово начал ухудшаться почерк. Дело в том, что перьевой ручкой писать трудно, необходимо старательно выводить каждый элемент и почаще макать в чернильницу, из-за чего почерк формируется особенно тщательно; в то же время шариковые и гелевые авторучки с их быстрым и постоянным написанием освобождают пишущего от необходимости старательно выводить буквы. Так или иначе, но в некоторых европейских странах школьники и сегодня, в начале XXI столетия, могут пользоваться только перьевыми ручками.

Необходимо следить и за тем, как ребёнок держит ручку в руках. Она должна лежать на передней фаланге среднего пальца и придерживаться большим и указательным. Наклон руки и ручки тоже должен быть правильным: переучиваться в позднем возрасте будет трудно. Как правило, у правши ручка должна быть наклонена в сторону письма, а у левши – в противоположную сторону.

Некоторые родители до сих пор считают, что левшей обязательно нужно переучивать. Для чего – адекватного ответа они дать не могут: причиной тому либо суеверия, либо смутное осознание того, что писать левой рукой «неправильно». На самом деле переучивание – грубая ошибка. Ребёнок должен писать той рукой, которой ему удобно. Никакой разницы в мышлении между «левшами» и «правшами» не существует.

Для выработки почерка следует запастись школьными тетрадями в узкую косую линейку, а также прописями – с пунктирными линиями и без них.

Не следует спешить

Поспешишь – людей насмешишь. В том числе и почерком. Никогда нельзя торопить ребёнка, севшего заниматься письмом или рисованием. Правильные движения пальцами он первое время будет выполнять очень медленно, ведь необходимые автоматизмы ещё не сформировались. Ребёнок сам почувствует, когда ему можно увеличить скорость письма. А если вы будете его торопить, то занятия пользы не принесут и его почерк так и останется неаккуратным.

Заниматься следует ежедневно, хотя бы по 15 – 30 минут в день. В перерывах между занятиями ребёнок должен отдыхать, чтобы рука и глаза не переутомлялись. Наконец, не стоит заставлять его заниматься, если он сам не хочет: занятия через силу будут неэффективными, вы только зря потратите время и нервы. Вообще заниматься каллиграфией, как и другими делами, требующими терпеливой и монотонной работы, следует в спокойном и уравновешенном состоянии, когда ничего не мешает углубиться в процесс и сосредоточиться на исправлении мелких недостатков.

Дисграфия (нарушение почерка) – часто встречающаяся проблема как у взрослых, так и у детей. Но если взрослый человек может сознательно контролировать опрятность своего почерка и научился разбирать написанное другими людьми, то дети такой способностью не владеют. Важно ещё в раннем детстве привить ребёнку охоту к красивому письму: это полезно и для него, поскольку он сможет разобрать написанное самим собой, и для окружающих – тех же учителей, – которым предстоит читать исписанные детской рукой листы.

Красивый и разборчивый почерк – это со всех сторон большой плюс. Вы понимаете, что пишите, окружающие люди тоже понимают, да и с эстетической точки зрения – приятно видеть аккуратно выведенные буквы, а не каракули, которые даже автор не в силах разобрать.

Оцените важность проблемы

Без осознания того, что дисграфия – вопрос, над которым следует серьёзно задуматься, у вас изначально ничего не выйдет. Если вы заметили, что ваш ребёнок пишет крайне неразборчиво, и отмахнулись от этого, оправдываясь тем, что в школе научится, – вы в корне неправы! Не научится, поскольку почерк – дело привычки. И чем старше человек, тем труднее эту привычку хоть как-то исправить.

Чтобы убедиться в необходимости приучения ребёнка к красивому правописанию, прочтите следующее:

  1. Оценки в начальной школе учителя чаще всего выставляют за каллиграфию. Сниженная оценка при правильно выполненном задании вызывает закономерный вопрос, на который педагог ответит, что ребёнок написал неразборчиво/неаккуратно/сделал слишком много помарок. Учитель в данном случае прав: ведь это и в его интересах, чтобы его ученики писали разборчиво. Если вы не хотите видеть опечаленного заниженной оценкой ребёнка, научите его писать красиво и аккуратно!
  2. В наш век компьютерных технологий многие люди, полагаясь на искусственный интеллект машин, которые автоматически исправляют ошибки и расставляют запятые, не развивают в себе навыков письма как такового. В дальнейшем это оборачивается казусами с документами, которые необходимо заполнять от руки: помарки, «танцующие» буквы и почерк «курицы лапой». Чтобы такого не случилось, необходимо привить ребёнку привычку писать, а не печатать. Научиться печатать можно легко, так как здесь не важна каллиграфия, а вот писать научиться – сложно, а навык этот нужен в жизни.
  3. Как бы учителя ни хотели, чтобы каждый ребёнок писал аккуратно и разборчиво, в современных школах основам каллиграфии отводится слишком мало часов, за которые совершенно невозможно научиться выводить буквы правильно. Занимайтесь с ребёнком дома самостоятельно. Поверьте, он скажет вам за это спасибо.

Неправильная осанка — самая распространённая причина кривого почерка, на наш взгляд. При неправильном сидячем положении руки, как правило, находятся в крайне неудобной позиции, поэтому вместо красивых букв на листке появляются различного рода закорючки:

  • Ребёнок пишет буквы «н», «к», «и», «п» так, что их невозможно отличить друг от друга;
  • Буквы, вопреки разлиновке, «падают» под линию или «взлетают» над ней;
  • В буквах «ш» и «м» ребёнок дорисовывает лишние завитки.

Правила правильной посадки:

  • ребёнок сидит с ровной спиной, плечи и шея расслаблены, но не скрючены;
  • руки лежат на столе, но локти не касаются его поверхности;
  • между столешницей и грудью расстояние равно ладони, поставленной параллельно поверхности стола;
  • ноги стоят ровно на полу или на специальной подставке (скрещивать их или закидывать одну на другую нельзя – это искривляет позвоночник).

Приучив ребёнка к правильному положению «сидя», вы изначально поспособствуете его красивому почерку: чадо не будет зажиматься в неудобной позе, а рука будет спокойно скользить по бумаге, выводя аккуратные буквы.

Еще одна причина - неразвитая моторика (особенно мелкая). Здесь мы говорим о несколько заторможенных движениях пальцев рук и кистей, из-за чего суставы не работают в полную силу, а ребёнку не хватает гибкости для написания аккуратных букв.

  • Ребёнок неправильно выводит скруглённые элементы букв;
  • Буквы у школьника не просто некрасивые, а именно неправильно написанные;
  • Все буквы разного размера, а на листе очень много помарок.

В данном случае стоит задуматься о проведении с ребёнком гимнастики для запястий и пальцев рук: обычно в начальной школе её проводят учителя перед началом занятий.

Старайтесь давать ребёнку в руки мелкие предметы, собирайте с ним мозаики из некрупных деталей – всё это развивает мелкую моторику и улучшает почерк.

О плохом пространственном восприятии (неориентация в пространстве) говорят следующие факторы:

  • Разные интервалы между буквами в одном слове;
  • Разные интервалы между словами в одной строчке;
  • Ребёнок путает буквы в слове, переставляя их местами, или пишет их в зеркальном отображении;
  • При написании слов ребёнок заходит за поля тетради.

В данной ситуации помогут опять же игры. Попросите его повторить в воздухе левой рукой движения правой (например, можно выписывать те же буквы) или сыграйте с ребёнком в «Найди приз», где он должен точно следовать вашим указаниям, чтобы найти небольшой презент.

Разобравшись с причинами некрасивого почерка, следует переходить к их решению.

  1. Как уже говорилось, необходимо научить правильно и ровно сидеть.
  2. Активно развивать мелкую моторику: собирать мозаики, вырезать, делать аппликации, собирать оригами, рисовать, штриховать, плести браслеты из ниток и т.п.
  3. Купите ребёнку прописи: в них он может писать и мягким карандашом, и ручкой. Прописи стоит выбирать те, в которых бледным пунктиром обозначен контур буквы или слова, который ребёнок должен обвести своей рукой. Также подойдут прописи, где после отпечатанной буквы или слова есть пространство, предназначенное для повторения его написания ребёнком.
  4. Занятия по правописанию и каллиграфии должны проводиться каждый день в течение 15-30 минут. Следите за тем, чтобы у ребёнка не затекали пальцы от усердия.
  5. Научите правильно держать письменные принадлежности. Для начального этапа обучения вполне подойдёт ручка, в которой сделаны специальные выемки под пальцы. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца, а большой и указательный пальцы крепко обхватывают её, при этом большой палец находится выше указательного. Кончик пишущего инструмента направлен строго в плечо. Длина ручки или карандаша не должна превышать 15 см.
  6. Тетрадь всегда лежит под углом примерно 25º по отношению к краю стола.
  7. Письменный стол и стул, на котором сидит ребёнок, должны соответствовать его росту.
  8. Никогда не торопите ребёнка – это только ухудшит почерк! Сначала он должен научиться писать красиво, а после уже – быстро. Скорость придёт со временем, главное, регулярно отводить время под уроки каллиграфии.
  9. Найдите стимул, если ваше чадо в упор отказывается заниматься каллиграфией. Никогда не заставляйте его чем-то заниматься, потому что успеха это не возымеет.
  10. Никогда не ругайте и не наказывайте своего ребёнка за неудачи: не всё получается с первого раза. И ни в коем случае не начинайте сравнивать его с другими детьми – это лишь занизит его самооценку и отобьёт всю охоту к обучению.
  11. Соблюдайте режим труда и отдыха.

Этапы обучения

  1. Обводка контуров. В специальных прописях есть не только буквы, но и различные фигуры, узоры и т.п., отпечатанные пунктиром.
  2. Написание букв, их сочетаний и отдельных слов по образцу (специальные прописи, о которых говорилось в п.3 предыдущего раздела);
  3. Переписывание отдельных слов, предложений и текстов в разлинованную тетрадь.
  4. Закрепление в виде каждодневного написания в тетради абзаца из какого-то рассказа.

Никогда не подгоняйте своего ребёнка: время, за которое он обучится красивому письму, – индивидуально. Запаситесь терпением, следуйте прочитанным советам и тогда в школе у вашего чада не возникнет проблем с каллиграфией!

Видео: ребенок станет отличником, если будет красиво писать

Но вначале, три важных правила:

Во-первых, не забывайте, показать ребенку, как правильно держать ручку.

Для того, чтобы легко зафиксировать правильное положение ручки, вам может помочь инструкция в нашем коротком, но очень полезном видео

Во-вторых, учите детей правильно писать буквы и цифы

Для меня, например, было открытием, что цифра занимает половину клетки и обязательно в прописных цифрах есть наклон. И уж точно я не знала, как проговаривать написание цифр и зачем.

А в написании букв никогда не обращала внимание на то, сколько же там элементов. Однако, как оказалось, детям, для того чтобы научиться писать, нужно подробно объяснять такие для нас очевидные вещи.

Как количество элементов буквы, и тип соединения буквы с другими.

Первое что я диагностировала — что мальчики совершенно неправильно пишут. Именно поэтому и получается у них медленно, и рука устает.


И, первое, с чем столкнулась я, начав «переучивать детей», и с чем сталкиваются многие родители — это нежелание детей многократно писать одну и ту же цифру или букву, выводить элементы письма красиво и аккуратно.

К сожалению, научиться писать без многочасовой практики, невозможно.

И я собрала лучшие приемы, которые помогают мне ежедневно при занятиях с моими детьми

Лайфхак №1 Помоги рыцарю

Как и большинство мальчишек, мои дети совершенно не усидчивые, и писать им просто скучно! Значит, нужно как-то заинтересовать. Что мы стали делать.

В начале каждоый строчки я схематично рисую рыцаря, а в конце строчки — дракона, который держит в замке в заточении принцессу. И говорю детям, что для того, чтобы сразиться с драконом нужно построить к нему мост из букв.

Помогло! Дети с увлечением стали писать буквы, стараясь достроить мост. А дальше обязательно сражались с драконом. Так мы до сих пор иногда продолжаем тренироваться писать. Кривая буква — сломанный элемент моста. Так, мост развалится, и рыцарь до дракона не доберется…

Лайфхак №2 Дневник

Один раз в день, мальчишки заполняют дневник, где пишут одно самое лучшее событие дня и одно самое худшее. Иногда пишут всего два слова.

Но пишут.

В дневнике на полях обязательно рисуем погоду (солнышко, тучка) и пишем температуру. Потом очень интересно пересматривать страницы.

Лайфхак № 3. Крестики-циферки

Из цифр играем с мальчишками в своеобразные «Крестики-нолики». Только вместо крестиков и ноликов у нас цифры. Иногда одинаковые. Те, которые в данный момент тренируем.

Например, тройки. Я пишу «тройки» одним цветом, Никитка другим. И поле у нас, или 4 на 4, или даже 5 на 5. Получатся очень увлекательно и интересно. А главное, цифры ребенок после таких игр стал писать гораздо лучше!

Лайфхак № 4. Элементы скорописи.

Мальчишки очень любят выдумывать новые буквы из элементов и просто элементы. Подробнее в видео:

Лайфхак № 5. Волк и цифра.

Цифра должна занимать половину клетки. Поэтому мой ребенок, во время тренировок, разделив клетку пополам, в левой половине нарисовал «волка». И конечно, старательно вырисовывал цифру в «нужной, правой половинке», чтобы не дай Бог волк ее не скушал.

Даже сейчас, уже когда клеточку пополам не разделяем, Никита знает, что лучше, чтобы цифорка жила в «домике», а то «волк скушает». Лайфхак от Никитки получился) Но ему так было легче понять и запомнить, почему же цифра не должна занимать всю клетку.

Лайфхак №6. Вода-вода

Очень здорово помогает водная тренировка написания букв. Мы берем кисточку и воду, и на столе начинаем старательно водой выводить букву. Вода высыхает — и неудачный эксперимент в месте с ней.

А когда водные буквы начинают получаться, мы переходим к тренировке на доске маркером. Так, ребенок не боится ошибок. А этап тренировки проходит легко и без слез «у меня не получается»

Лайфхак № 7. Гиганчисла

Мы с детьми часто трениуемся писать цифры так. Я поочереди диктую цифры, и пишут дети их подряд в каждой клеточке, например: 654273292928292000298

А потом мы «читаем», что за гигантское число у нас получилось. Для этого нужно всего лишь показать детям, что такое классы и разряды, и как прочитать супербольшое число. Дети в восторге! Они считают это настоящим волшебством.

Почерк — одна из самых больших проблем начальной школы, с которой сталкиваются дети.

Но есть техники для решения данной проблемы

Именно для этого мы создали однодневный тренинг «Красивый почерк. Все о каллиграфии за 1 день», который пройдет 16 апреля с 12:00

В тренинге предусмотрены три отдельных блока из которых Вы узнаете:

Блок для дошкольников

  • Как правильно выбрать ручку ребенку
  • Как правильно писать цифры?
  • Как правильно писать буквы?
  • Как обучать письму?
  • Какие бывают соединения букв?
  • Как научить ребенка правильно держать ручку?
  • Как сделать так, чтобы рука ребенка не уставала?
  • Как помочь ребенку писать быстро, красиво?
  • Когда можно учить ребенка писать?

Блок для школьников

  • Почему дети пишут некрасиво
  • 5 правил красивого письма
  • Упражнения для тренировки руки
  • Если ребенок зеркалит буквы
  • Упражнения для красивого письма
  • Зачем писать красиво и быстро?
  • Как исправить почерк ребенку
  • Как научить ребенка писать аккуратно
  • Почерк и успешность ребенка в школе

Блок для взрослых

  • Как увеличить скорость письма в два раза
  • Как по почерку определить характер

В записи будут все практические материалы, полный курс по правильному написанию каждой буквы и многое другое

Тренинг будет включать много практики, поэтому приготовьте ручки и листы бумаги.

Если есть возможность купить перьевую ручку — замечательно!

Присоединяйтесь к тренингу прямо сейчас и уже к окончанию тренинга Вы сможете помочь ребенку научиться быстро писать и узнайте все о каллиграфии за 1 день.

В век повсеместного использования компьютеров и прочих девайсов потребность в написании текстов от руки отошла на второй план. Однако навык письма приходится осваивать каждому школьнику. И если родители хотят, чтобы успеваемость их чада, зависимая, в том числе, и от красивого разборчивого почерка, была на высоте, им придется озаботиться вопросом о том, как научить ребенка красиво писать.

Основные причины плохого почерка

  • Неправильное положение тела и тетради при письме . Почерк, при котором буквы имеют неправильный наклон, а элементы букв не параллельны, формируется у детей, неправильно сидящих за письменным столом. При такой посадке буквы «н», «к», «п», «и» могут быть очень похожи и трудно различимы, а строки неровны: они то поднимаются над линейкой, то спускаются ниже.
  • Неправильный выбор ручки . Неверно подобранная ручка может испортить почерк ребенка. Она должна быть удобной, не требующей чрезмерного напряжения пальцев и кисти.
  • Недостаточно развитые мышцы рук и пальцев . Часто проблема, мешающая младшим школьникам красиво и быстро писать, заключается в плохом развитии мелкой моторики. Малышам просто не хватает гибкости и ловкости пальцев для аккуратного почерка. Признаками данной проблемы могут быть неправильное написание округлых элементов букв (они становятся заостренными) и разный размер букв.
  • Нарушение развития пространственного восприятия . На наличие данной проблемы указывают следующие признаки: несоблюдение интервалов между буквами в строке, неравномерное распределение слов по строке, текст, заходящий на поля тетради, строки, не дописанные до конца страницы, несоблюдение границ красной строки. Ребенок может путать оптически схожие буквы – «б» и «д», «х» и «ж», «п» и «т», а также прописывать буквы в зеркальном отображении. Обычно дети с таким нарушением медлительны и не успевают за учителем, и от волнения их почерк становится еще хуже.

Устранение проблем

Садимся правильно

Неправильная посадка может привести не только к неровному почерку, но и к такому заболеванию позвоночника, как сколиоз.

Правила посадки за столом (партой):

  • Спина должна быть прямой и иметь опору на спинку стула.
  • Нельзя опираться грудью на стол, это перекрывает диафрагму и осложняет дыхание. Между столом и грудью ребенка должна проходить ладонь (параллельно телу, ребром по направлению к полу).
  • Ноги следует ровно поставить на пол или на специальную подставку, бедра должны быть параллельны полу.
  • Тетрадь должна лежать под углом 20–25 градусов относительно края стола.

Выбираем ручку

  • Для письма ребенку не подходят слишком длинные или чересчур короткие ручки. Оптимальная длина – 15 см.
  • Ручка должна быть круглой формы.
  • Не годятся для школьников различных видов подарочные ручки, в т. ч. слишком толстые. Диаметр ручки должен быть не более 7 мм.
  • Важно, чтобы в ручке был мягкий стержень. С твердым ребенку придется прикладывать много усилий на письме. Это приведет к утомляемости руки и организма в целом.
  • Хорошо, если в месте соприкосновения пальцев малыша с ручкой будет резиновая накладка. Она поможет ребенку зафиксировать ручку, избегая скольжения пальцев. Наличие пупырышков на резинке – дополнительный плюс. Это поможет стимулировать нервные окончания на пальцах, а значит, и отдел головного мозга, отвечающий за речь.

Отличный вариант для освоения навыка красивого письма – перьевая ручка. Она пишет только при определенном нажиме и наклоне пера. В противном случае ручка будет рвать бумагу либо оставлять кляксы в тетради.

Развиваем мелкую моторику

Регулярные занятия и игры, способствующие развитию мелкой моторики, способны сделать почерк малыша ровным и красивым в течение двух недель.

1. «Театр теней». Направить поток света на стену, с помощью тени от рук создавать различные изображения (собака, бабочка, лебедь и т. д.).

2. Расстегивание и застегивание. Можно устроить соревнование на скоростное застегивание и расстегивание пуговиц или завязывание шнурков.

3. Для тренировки пальцев полезны также следующие занятия:

  • вырезание аппликаций;
  • складывание мозаики, сбор пазлов или конструктора;
  • рисование на крупе, рассыпанной тонким слоем;
  • выкладывание картинок из зернышек;
  • лепка из пластилина или теста;
  • вышивание;
  • плетение из бисера.

Повышаем уровень развития пространственного восприятия

Развитию пространственного восприятия способствует игра «Кривое зеркало». Взрослый показывает различные движения правой рукой, ребенок должен их в точности повторить, но только левой рукой.

Можно использовать графические диктанты (отступить две клетки вправо, две клетки вниз, три клетки вправо и т. д.). После окончания работы ребенок может видеть полученный рисунок, который он составил самостоятельно.

Работа с прописями и раскрасками

Для занятий по выработке или исправлению почерка необходимо приобрести для ребенка прописи, где контуры букв обозначены пунктиром. Работу с прописями можно разделить на несколько этапов:

  • Малыш обводит контуры букв в прописи.
  • Ребенку дается задание повторить написание отпечатанной буквы или слова по образцу на той же строке. К каждой последующей букве можно переходить только тогда, когда предыдущая начинает отлично получаться.
  • Малыш переписывает отдельные предложения и целые тексты сначала в разлинованную пропись, затем в обычную тетрадь без косых линеек. Упражнение должно стать ежедневным, с переписыванием небольших абзацев текста.

Для графических занятий подойдут раскраски с контурами различных фигур, линий и узоров. Для раскрашивания лучше не использовать фломастеры, а дать ребенку цветные карандаши. Они лучше развивают мелкую моторику, т. к. на них приходится нажимать. Необходимо следить за тем, чтобы картинки были закрашены аккуратно и равномерно, в пределах контурных линий.

Можно не только закрашивать рисунки, но и заштриховывать их. Нужно попросить малыша сделать это в различных направлениях – вертикально, горизонтально и по диагонали. Необходимо следить, чтобы ребенок не переворачивал лист, когда переходит от одного направления штриховки к другому, а передвигал только руку.

Полезно использовать пунктирные рисунки, которые требуется обвести. Такое упражнение развивает точность движения рук.

Еще один вариант – зеркальное рисование. Ребенок, глядя на изображение половины картинки и отсчитывая клетки, должен дорисовать вторую часть симметричного рисунка.

Правильный захват ручки

Подходящая ручка только половина успеха. Нужно научить ребенка правильно ее держать. Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. Кончик ручки должен быть направлен в плечо. Для обучения правильному захвату можно использовать следующие способы:

  • Ребенок берет ручку за верхний кончик тремя пальцами (большим, средним и указательным), держа ее вертикально. Затем пальцы соскальзывают вниз, не доходя до кончика стержня около 2 см. Ручка лежит правильно, безымянный и мизинец остаются свободными и скользят по бумаге, являясь опорой для руки.
  • Нарисовать на среднем пальце малыша яркую точку в том месте, где палец должен соприкасаться с ручкой. На самой ручке можно сделать отметку (например, при помощи скотча), ниже которой пальцы опускать нельзя.
  • Можно использовать обычную банковскую резинку. Один конец обматывают вокруг ручки примерно в 2 см от верхнего края. В полученную свободную петлю ребенок сверху вниз продевает кисть. Резинка, обернутая вокруг запястья, натягивается и не позволяет малышу взять ручку неправильно. Кроме того, такой тренажер поможет укрепить мышцы руки.
  • Сложенную вчетверо бумажную салфетку ребенок прижимает к ладони безымянным пальцем и мизинцем, а остальными тремя пальцами берет ручку. В таком положении мизинец и безымянный палец не могут принять участие в удержании ручки.
  • при обучении должна быть мотивация, чтобы малыш с энтузиазмом приступал к занятиям;
  • нельзя ругать ребенка за неудачи, а за любые успехи обязательно нужно хвалить и поощрять;
  • спешка – враг красивого почерка, если подгонять малыша, он начнет нервничать, что не будет способствовать качеству обучения.

Во время занятий по обучению ребенка красивому письму необходимо делать перерывы каждые 15 минут, чтобы малыш мог передохнуть, сделать пальчиковую гимнастику. Если не давать ребенку отдыхать, он будет уставать, что приведет к его раздражительности. Занятия должны быть увлекательными, не вызывающими негативных эмоций. И тогда результатом усилий родителей будет ровный и разборчивый почерк их любимого чада.

Неаккуратный почерк и безграмотное письмо – распространенная проблема среди школьников. Связана она с уплотнением учебной программы и уменьшением количества часов на обучение каллиграфии и грамматике. Учитель должен поставить почерк 25-30 первоклассникам всего за полгода и дети просто не успевают выработать навык красивого и грамотного письма.

Родителям нужно помочь ребенку освоить эту нелегкую науку, не отбив интереса к обучению. Это возможно, главное – регулярность занятий.

Мотивация и поощрение

Прежде всего первоклассника нужно убедить в необходимости упражнений. Аргументы для вас и ваших детей:

  • человека с красивым почерком воспринимают аккуратным, внимательным, собранным, ответственным;
  • занятия каллиграфией развивают мелкую моторику, учат ребенка делать выводы и мыслить логически;
  • разборчивые записи легко и приятно читать, что добавляет ученикам баллов в учительских глазах. А вот за небрежность и грязь в тетрадях оценки снижают;
  • ошибки часто возникают не от незнания правил, а из-за торопливости и невнимательности. В этом случае низкая отметка обидна вдвойне, но винить приходится только себя.

Улучшить почерк можно, и начинать занятия нужно при первых признаках ухудшений. Возможны и профилактические домашние упражнения, ведь школьных уроков каллиграфии сейчас явно недостаточно.

  1. Не заставляйте ребенка заниматься, а простимулируйте плюсами такой работы – аккуратные тетради, высокие оценки, хорошее отношений учителей.
  2. Будьте терпеливы – мгновенного результата не будет. Не ругайте и тем более не наказывайте своего первоклассника, не сравнивайте его достижения с успехами других ребят – так можно полностью лишить интереса к обучению.
  3. Не подгоняйте ребенка – спешка ухудшает почерк и приводит к опискам. У каждого свой темп обучения.
  4. Не заставляйте переделывать и переписывать задания – от усталости с каждым разом это будет получаться все хуже.
  5. Хвалите за старательность и достигнутые успехи, сравнивая результаты с предыдущими работами – это даст ребенку стимул к развитию.
  6. Давайте возможность активно отдохнуть после уроков, перед выполнением домашних заданий и тренировками в рукописном письме: поиграть в подвижные игры, погулять на свежем воздухе – это насытит мозг кислородом, даст прилив сил.

Подготовка к письму

Педагоги начальной школы не рекомендуют учить писать дошкольников. Мышцы руки малыша еще не «дозрели» до таких движений, к тому же родители не знакомы с правильной техникой письма и первокласснику потом приходится переучиваться, а исправление плохого почерка сложнее, чем изначальное обучение каллиграфии.

Задача для дошкольного периода – не научить писать, а подготовить руку. Нужно постоянно тренировать пальчики – это послужит основой для умения красиво и правильно писать. Укрепить мышцы кистей помогут:

  • пальчиковая гимнастика;
  • работа с бумагой – вырезание, аппликация, оригами;
  • лепка;
  • – пальцами, карандашами, мелками, кисточками;
  • раскрашивание и штриховка готовых картинок;
  • вышивание, вязание, изготовление поделок из природных материалов, бисера, лент;
  • собирание мозаики, пазлов, конструкторов.

Такие занятия полезны и в начальной школе – для совершенствования мелкой моторики.

Постановка красивого почерка

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию.

Будьте внимательны:

  1. Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
  2. Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.
  3. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.

Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.

Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.

На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно. Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

  1. На первых порах широко используйте кальку. Пусть школьник положит ее над прописью с образцовой буквой и обводит ее. Отрабатывайте навык правильного написания, пока он не станет автоматическим.
  2. Важно, чтобы ребенок при написании проговаривал буквы и каждый их элемент. Это позволяет контролировать правильность и грамотность письма, концентрировать внимание на своих действиях, благотворно сказывается на речи.
  3. Для профилактики и снижения усталости после школы и домашних занятий массируйте ребенку затылок и шею, кисти и предплечья.

Пишем грамотно

После переписывания предложений из книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью. Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам родители могут помочь.

Систематически проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с ребенком. Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и рассказать необходимое правило. Проследите, не делает ли ребенок ошибок от спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.

Тренируйтесь в домашнем написании диктантов, проводите их в разных формах: переписывание текста с его проговариванием по слогам, переписывание с комментированием орфограмм – правил написания слов, написание текста на слух. Так будут работать разные виды памяти – зрительная, слуховая, моторная, слова лучше запомнятся.

Развивайте словарный запас, устную речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.

Грамотное и красивое письмо – очень сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и повысить грамотность письменной речи вполне реально.