Памирская свадьба. Секреты таджикских обычаев и традиций. Традиции и обычаи таджикской свадьбы Что дарят на свадьбу в таджикистане

Выйти замуж и родить минимум двух детей - мечта каждой таджички. Но через что ей нужно пройти, чтобы стать счастливой женой и мамой, знают не все. А ведь свадьба по-таджикски - это не только яркое и незабываемое событие, но и комплекс обрядов, мимо которых пройти просто нельзя.

Никах в Таджикистане

Начнем сразу с никаха (бракосочетание). Без никаха, естественно, никуда. Нет никаха - нет семьи. Обряд венчания обязателен и имеет несколько условий, важнейшее из них - ответ невесты. Вот здесь как раз-таки всегда наступает хаос.

По исламским традициям для совершения никаха достаточно согласия попечителя, но для пущей убедительности в светском Таджикистане спрашивают согласия и у невесты. И в этот очень ответственный момент у таджичек включается упрямство и несговорчивость.

Раз у нее спросят, она молчит, два - молчит, на третий с уговорами подключаются родственники и подруги, которые до боли щиплют руку молчаливой красавице, а она не издает ни звука. Молчание - золото, конечно, но в данном случае это просто знак смущения и еще таджикская традиция: невеста не должна сразу давать согласие и кидаться на шею жениха. Не по-таджикски все это.

И тут начинается самое интересное: чтобы "подсластить" девушку, свидетели со стороны жениха кладут на праздничный дастархан дорогие подарки, а затем и деньги. Иначе не выдавить у красавицы положительного ответа, и затянется процесс уговаривания надолго.

И наконец, в очередной раз, когда мулла уже довольно нервно задает вопрос, согласна ли она стать супругой того самого парня за дастарханом, сидящая с опущенной головой под чадрой красавица под натиском родных вполголоса говорит: "Да".

Со стороны это может показаться наиграно, поскольку "Нет" она вряд ли бы уже сказала: будь она против, дело бы ведь и вовсе не дошло до никаха. Но что бы там ни гласили традиции, истинной таджичке все равно стыдно вот так сразу быстро ответить на такой важный вопрос.

Тукуз и обряд повиновения в Таджикистане

Вот подтвердила она свое желание и должна, по сути, уйти к супругу, но не тут-то было — уйти ей теперь уже не дают соседские детишки, которые перед свадебным кортежем натянули трос и требуют выкуп за красавицу. Да, вот так тяжело забирать к себе таджичку!

В больших городах Таджикистана это уже, конечно, не практикуется, но вот в дальних районах обычай сохранился.

За невесту просят много. Надо ведь, чтобы хватило на всех. Однако особо обнаглевших взрослые все-таки разгоняют. А то сторона жениха может в будущем припомнить ей, как дорого она им обошлась и будут ждать ее не совсем приятные дни…

Но задолго до всей этой "борьбы" с переездом к мужу, будущей жене за пару дней нужно еще и отчитаться перед подругами и соседями. По такому случаю ее родители созывают всех на мини-вечеринку под названием "Тукузбинон".

На этом мероприятии оценивается все, что принесли в подарок невесте родители жениха. В основном все кладется в сундук. Дарят, кстати, много всякого - от нижнего белья и косметики до дорогостоящей посуды и золота. И да, все это показывают гостям.

Делается это, кстати, не ради забавы, а чтобы показать, в какие руки уходит дочь. Если подарки хорошие, значит и бедствовать не будет, заживет в достатке, а если нет, то будет с мужем делить все: и сложные дни, и хорошие.

Далее, когда, наконец, невеста приходит в дом будущего супруга, ее там ждет натянутый в полкомнаты сюзане (вышитый вручную настенный ковер). За ним должно произойти интересное событие. Не то, о чем вы подумали, а просто обряд повиновения.

Девушка из рук старших семьи пробует мед, а потом должна своему суженому позволить наступить ей на ногу. Так она дает понять, что собирается быть послушной невесткой и супругой и что муж - глава семьи. Иногда этот процесс, конечно, превращается в забавную игру, когда невеста убирает ногу. Но так желательно не делать. Это снова будет не по-таджикски.

И только после всего этого она заживает с миром и любовью в новой семье, где любовь к младшим и уважение к старшим основа всех основ.

Свадебный обряд в Таджикистане

Так уж повелось, что традиционная свадьба в Таджикистане — событие, требующее серьезных финансовых затрат. Помимо стандартных трат на свадебное платье, костюм жениха, цветы, аренду автомобиля, банкетного зала и, конечно, организацию богатого праздничного стола, в Таджикистане нужно позаботиться о подарках жениха и невесты.

Так, предполагается, что мужчина обеспечит свою молодую жену жилплощадью — домом или квартирой. А она в свою очередь должна обставить их семейное гнездышко — сделать ремонт, купить мебель. Все это, конечно, требует немалых денег.

Кроме этого, на свадьбу нужно позвать всех друзей и родственников. Число приглашенных может с легкостью перевалить за две сотни человек.

Иногда на свадьбу уходит до 5 тысяч долларов. Для многих в Таджикистане такие траты — непозволительная роскошь. Таджики зачастую не могут позволить себе провести праздник с размахом, но, как говорится, чтобы не ударить в грязь лицом, берут кредиты.

Чтобы остановить негативную практику, президент Таджикистана подписал закон об обрядах. Теперь в введены ограничения на пышные и помпезные свадьбы.

Теперь торжество должно праздноваться в выходные с 8.00 до 22.00 и в будни с 18.00 до 22.00. Продолжительность празднования свадьбы устанавливается до трех часов.

Свадьба, как известно, является одним из главных событий в жизни каждого человека. И сегодня мы бы хотели поведать Вам о традициях и обычаях таджикской свадьбы. В отличие от других среднеазиатских народов, свадебная церемония у таджиков проходит весьма оригинальным и уникальным способом. Но обо всем по порядку. Начнем с самой главной церемонии - сватовства. Здесь, как правило, происходит знакомство родителей со стороны жениха и невесты, а также оговаривают размер калыма и день помолвки.

Помолвка же подразумевает следующие значения: кабулдоран (согласие обладать), ошхуракон (угощение пловом) и оклик (чистота, белизна). Последнее означает непорочность и чистота невесты. В этот день родственники жениха приносят в дом невесты подносы с разными вкусностями, носящий ритуальный характер. Первый поднос со свадебными лепешками преподносят для счастливой семейной жизни, второй полон ингредиентов для свадебного плова, третий предназначен для сладостей, следовательно, чтоб жизнь у молодых была такой же сладкой. К числу обязательных подарков относятся и свадебные атрибуты для невесты, причем все белого цвета, это белая ткань для платья, белые туфли и платок. По традиции таджикская свадьба отмечается в доме невесты. Здесь принимают гостей, накрывают праздничные столы. После окончания празднества, молодожены должны пожить в доме родителей невесты три дня и, только после этого они могут переезжать в дом жениха.

Итак, переходим к главной церемонии - свадьбе. В этот день, жених, одетый в национальную одежду, с родственниками приезжает в дом невесты, где на почетном месте развешены все ее наряды, рядом с которыми лежат нож, деревянная ложка и стручок красного перца. Нож - символ мужественности, ложку кладут для того, чтобы первой на свет появилась девочка как будущая хозяйка и помощница, а перец - оберег от сглаза. Выход невесты происходит следующим образом. Над ее головой держат расшитый золотом ковер, что символизирует счастье нового дома. Далее она направляется в «чимлик» - (занавеска, предназначенная для скрытия молодых во время свадебных обрядов), куда тоже входит жених, сопровождаемый друзьями. Затем следует молитва и благословение молодых, после чего паре дают отведать мед для дальнейшей счастливой жизни. Главным свадебным обрядом является «никох», во время которого мулла читает суры из Корана и подает молодым святую воду. Данный обряд проводится для того, чтобы подтвердить согласие мужа оберегать жену, а ее, в свою очередь, почитать и уважать мужа. По окончанию всех проведенных ритуалов и обрядов, молодые направляются в загс, после чего следует настоящее пиршество с увеселительными программами, плясками и обильным угощением. У жителей же равниной местности свадебное торжество сопровождается различными спортивными состязаниями и играми.

Памир расположен на территории Таджикистана в Средней Азии. Горные районы Памира существенно отдалены от цивилизации, поэтому народы, живущие здесь, не столь современны, как, например, В Памире соблюдаются все таджикские Люди здесь невероятно религиозны, они почитают своих предков и соблюдают законы. Таджикистан - страна мусульманская, со своей культурой. Национальные ценности таджиков не близки современным россиянам, но интересны и любопытны. Особенно интересно изучать культуру проведения свадеб в традиционном стиле.

Памирская свадьба - событие значимое для всех в округе. Как говорят сами таджики, свадьба - это праздник прежде всего, для гостей, для жениха и невесты значение свадьбы немного в другом. начинается с подбора невесты жениху. Зачастую сватовство происходит уже в младенчестве и называется «говорабахш». Молодых девушек и юношей женили либо родители, либо свахи. По традиции, до свадьбы жених и невеста даже не могут поговорить и узнать друг друга получше. Как гласит история, чем моложе невеста, тем лучше. Довольно в раннем возрасте молодая девушка, не вышедшая замуж, считается «старой девой». Памирская свадьба мало чем отличается от свадьбы других мусульман. Здесь также невеста заранее готовит себе приданное, упакованное в 2 сундука. Помогают ей в этом мама, сестры, бабушки и тетушки. Женщины из рода шьют для молодоженов одеяла, подушки и другие постельные принадлежности, веря в то, что своими молитвами и трудом помогут сохранению счастья в браке. Также сотканное тетушками покрывало бережет молодоженов от сглаза и злых духов. В это время жених должен подготовить выкуп (калым) за невесту.

Памирская свадьба, как и любая другая, требует основательной подготовки. Оформление столов на свадьбу, приготовление еды, убранство залов полностью ложится на плечи родственников. Любая свадьба -дело затратное. В Таджикистане принято гулять «на широкую ногу», приглашать сотни гостей, музыкантов и поваров. Традиционным таджикским угощением является плов, приготовленный по специальному рецепту. Люди побогаче заказывают рестораны, куда приглашают добрую тысячу родственников, те же, кто роскоши себе позволить не может, устраивают празднество прямо на улице. Как говорилось выше, свадьба - праздник для гостей. Невеста с подругами в это время уходит за занавеску, где проведет почти весь вечер. В невеста надевает паранджу. По традиции принято, что столы накрываются для мужчин и женщин отдельно, а ровно в 9 вечера веселье прекращается. Также на территории Памир введен «сухой закон», поэтому вместо алкоголя гости и новобрачные пьют чай. По истине, памирская свадьба - самая трезвая свадьба в мире. Говоря о том, что можно, а что нельзя дарить на свадьбу, стоит заметить, что в этом законы мусульман довольно демократичны. Родственники и родители дарят молодым машины, дома. На свадьбе не принято экономить. Подарок должен быть полезным, нужным в быту и не дешевым, ведь вы, как и другие гости, готовите новобрачных к семейной самостоятельной жизни.

Жители Памир - люди гостеприимные, душевные. Они чтят и уважают как свои традиции, так и традиции других народов. Традиционные свадьбы все также популярны в Таджикистане, но народ не отстает и от современного мира. Здесь, как и в других странах, пользуются популярностью услуги тамады, певцов и артистов, способных развлечь гостей в этот радостный день. Гостей родственники молодых всячески ублажают, кормят и поят. Веселье здесь может продолжаться и не один день, ведь свадьбы бывают не так уж и часто. Женихи в Памире знатные, да и невесты ничуть не уступают мужчинам. Как правило, даже не знакомые прежде друг с другом, молодожены хорошо уживаются и счастливы в браке десятки лет.

Выйти замуж и родить минимум двух детей - мечта каждой женщины из Таджикистана. Но, прежде чем стать счастливой женой и мамой, им приходится пройти длинный путь.

Во многих таджикских семьях родители начинают готовиться к свадебным торжествам своих детей задолго до самой свадьбы, нередко сразу после того, как дети появились на свет. С их рождения родители, беспокоясь о самом счастливом и долгожданном дне, начинают собирать приданое для дочери и думать о калыме для сына. Несмотря на тяжелые времена и бедность (больше половины таджиков живут за ее чертой), жители страны стараются соблюсти основные традиции и правила проведения свадебных мероприятий.

В Таджикистане сильны патриархальные традиции, молодые люди до сих пор несамостоятельны в выборе второй половины. Поиск спутника жизни, как и в былые времена, является делом всей семьи, клана и даже общины. Собираясь в чайхане или на каком-то мероприятии, старшие обсуждают, кому из молодых уже пора выйти замуж или жениться. Тут же могут быть предложены подходящие кандидатуры. Затем информация по сарафанному радио расходится дальше, и к родителям потенциальных невест начинают обращаться посыльные от семей женихов.

Сегодня на помощь ищущим вторую половину пришли новые технологии - сайты знакомств, соцсети, мессенджеры. Правда, к знакомствам в виртуальном пространстве таджики относятся пока с настороженностью, отдавая предпочтение прочно укоренившимся национальным традициям.


При этом в Таджикистане все больше молодых, чьи родители договариваются об отказе от калыма - некогда обязательного условия проведения свадьбы, а в городах отказываются от выкупа. Но остается спрос на приданое. Почитатели традиций уверены, что старинное наследие несет в себе практическую пользу, вступающие в самостоятельную жизнь пары благодаря взрослым менее зависимы от обстоятельств и более подготовлены к реальным будням. Противники пышности считают, что свадебные расходы становятся обременительной ношей, из-за которых таджики, стремясь провести торжества с размахом, залезают в долги и уезжают на заработки.


Таджикские власти несколько лет назад приняли закон об упорядочении национальных обычаев, торжеств и обрядов. В новом законе строго расписаны правила и требования для тех, кому предстоит сыграть свадьбу или провести ритуальные обряды. Власти настоятельно рекомендуют согражданам сократить расходы на проведение религиозных обрядов и свадеб, а также поделить свадебные траты между семьями жениха и невесты.

Молодые должны иметь медицинские книжки с вовремя пройденными осмотрами врачей и не иметь скрытых болезней. Закон регламентирует также время проведения торжеств, число приглашенных гостей, количество угощений и сами торжества. Полностью отменены смотрины, девичники и мальчишники, а также распространенные в Таджикистане поминальные встречи через 20 дней, каждый четверг и другие подобные мероприятия. Теперь торжество должно праздноваться в выходные с 8:00 до 22:00 и в будни с 18:00 до 22:00. Продолжительность празднования свадьбы устанавливается до трех часов.


Любая таджикская сваха знает, куда нужно идти в поисках невест. В первую очередь здесь присматриваются к девушкам - студенткам вузов и средне-специальных учебных заведений. На примере города Худжанд, традиционно в негласном народном рейтинге самым востребованным и популярным местом выбора невест является факультет таджикской филологии, следом за ним идет факультет иностранных языков ХГУ. На третьем месте - худжандский медицинский колледж, далее следуют худжандские филиалы Таджикского технологического университета и госуниверситета коммерции.


Все давно продумано. На филологический факультет приходят те, кто не имеет больших амбиций и карьерных планов на будущее. Предполагается, что такие невестки будут работать в школе или будут хорошими домохозяйками и смогут правильно воспитывать детей. На факультет иностранных языков, наоборот, в основном идут те, кто рассчитывает на карьерный рост, - здесь ищут невест богатые семьи и те, чьи сыновья учатся или живут за рубежом. В медколледж часто тянутся те, у кого в семье тоже есть медики. В два остальных вуза за невестами приходят из состоятельных семей, те, кто хочет иметь дома не только хозяйку, но и образованного человека, способного принести в семью доход.

Здесь еще играет роль финансовый вопрос. Многие девушки обучаются на договорной основе. Стоимость договора в первых трех учебных заведениях сравнительно низкая. Семьи жениха учитывают и этот фактор, примеряют к своим финансовым возможностям, поскольку бремя оплаты за учебу невестки ляжет на их плечи. Свахи спрашивают преподавателей о той или иной девушке - насколько она скромна, воспитанна, вежлива. В отношении внешности критерии такие: просят белых (то есть белокожих), стройных, высоких, красивых или симпатичных, с длинными черными волосами. Сейчас девушки именно с такими приметами востребованы. И чтобы потенциальная невеста была городская.




В селах, где почти все знают друг друга, будущую невестку найти проще. Да и требований у сельчан поменьше. Раньше родители девушки не спрашивали ее, согласна ли она выйти замуж за такого-то парня. Теперь порядки стали немного демократичнее: перед тем как совершить обряд помолвки, молодым парам дают возможность встречаться и узнать друг друга лучше. Однако воспитание сельских девушек зачастую не позволяет им перечить выбору родителей, и, чтобы их не расстраивать, дочери дают согласие на брак с нелюбимым человеком. Иногда давление родителей приводит к трагедиям.


Зачастую главным критерием выбора будущей жены становится богатое приданое. Чем оно больше, тем выше «спрос» на невесту и, соответственно, больше претендентов на ее руку и сердце. Отсутствие приданого, скромность подарков или размер подношений может стать причиной скандалов. Сейчас таджикские женихи выбирают богатых невест. Состоятельность помогает в будущем пережить экономические неурядицы. Мужчина не может найти себе работу, а невеста пришла в дом состоятельная, да еще и работящая. Нередки случаи, когда мужчины безработные сидят, а жены работают.


Традиции очень давят на людей, есть много ненужных условностей. Таджики продолжают не искать женщину и хозяйку, а приводят в дом помощницу, служанку, которая обязана отработать потраченные на нее средства. Согласно традиции, приданое невесты выставляется на всеобщее обозрение, чтобы гости увидели ценности, которые получили жених и невеста после свадьбы.


В Таджикистане до сих пор в каждой семье знают, потомками какого клана они являются. В досоветские времена здесь сложились несколько больших родовых сословий, представители которых относили себя к благородным: оя (тура, хон), мирзо, худжа. Причем оя считаются самыми благородными. Всех остальных, которых причисляли к более низким слоям общества, называли оми. Буквально до последних лет каждый клан связывался родственными узами только с представителям своего клана. Невесту из рода, принадлежащего к оми, выбирали только в исключительных случаях. В таких браках у супруга было преимущество в разрешении споров и конфликтных ситуаций, так как он - из более высокого сословия.


Дочерей в семьях из сословия оя никогда не выдавали замуж за представителей более низких кланов, считая это своего рода принижением достоинства. Но в последние годы эти стереотипы стали меняться. Теперь семьи, так сказать, «благородного происхождения» идут на уступки. Представители оми в последнее время тоже стали состоятельными, многие занимают высокие посты. Это заставляет «забыть» о принадлежности к клану. Ведь одной из главных целей, которые преследуют при выборе жениха или невесты, было и есть сохранение и приумножение семейных богатств, денег, недвижимости. И если раньше ради этого заключали браки даже между двоюродными и троюродными родственниками, то теперь закон запрещает родственные браки.


В Таджикистане к государственным праздникам, например Наврузу или Дню национального согласия, зачастую приурочивают массовые свадьбы для пар из малообеспеченных слоев населения. Они проходят при поддержке местных властей.

Всю свою жизнь я живу в Москве, здесь играли свадьбу мои родители, брат и многие друзья. Для нас привычный праздник — это роспись в ЗАГСе, прогулка и ресторан. Гостей обычно немного: все свадьбы, на которых мне довелось побывать, были почти камерными.

Недавно мне посчастливилось увидеть совсем другую историю. Я побывала на настоящей таджикской свадьбе (по-таджикски — "туй") в Москве. Сборы невесты, обряд никах (венчание), важные традиции и десять часов нескончаемого веселья вкупе с таджикским гостеприимством. Спешу рассказать, как это было.

Таджикский праздник для всех

Sputnik / Стас Этвеш

Свадебные торжества начались рано утром на юго-востоке Москвы в квартире невесты. Все по порядку: сначала сборы будущей жены, затем - волнительное ожидание жениха, обряд никах, прогулка в парке неподалеку и в завершение вечера - ужин в ресторане.

Я слегка опаздываю, а мой коллега-фотограф уже на месте. Он прислал фотографию праздничного дастархана и сказал, что первым делом его пригласили к столу. Неудивительно: кто ж не знает про знаменитое таджикское гостеприимство! В Москве его тоже никто не отменял, и оно начинается прямо с порога.

Веселье в подъезде слышно аж с первого этажа: таджикскую свадьбу легко найти по звучанию музыки и веселым голосам.

На пороге меня встречает невеста: широкая улыбка, выразительные глаза, длинные темные волосы - ослепительная таджикская красота, кажется, сбивает меня с ног, но я быстро прихожу в чувство. В московской квартире много народу, и все стремятся познакомиться и поскорее пригласить в дом.

Внутри уже вовсю идут свадебные приготовления: на кухне что-то кипит, доносится сладкий запах, в зале смеются мужчины и накрыт праздничный стол, по коридору туда-сюда бегают дети с воздушными шариками в руках. Меня приглашают в святая святых — комнату, где проходят сборы невесты.

В помещении праздничный беспорядок, я сразу обращаю внимание на большой сверток в углу - это выкуп за невесту. В Таджикистане жених "выкупает" возлюбленную согласно обычаям: приобретает все — от свадебного наряда и украшений до мелкой домашней утвари и мебели.

Хангома и Халим решили от этой традиции не отказываться, но в Москве выкуп таджички получится гораздо скромнее.

Как это часто бывает в Таджикистане, будущих молодоженов познакомили родственники. Все было, как положено: у родителей невесты спросили разрешение на брак, а у самой девушки — согласия.

Пара раздумывала недолго: свадьбу наметили по-таджикски пышную, но с одним нюансом — гулять решили в Москве. По словам невесты, свадьба в российской столице выходит дешевле, а праздновать можно дольше.

"После свадебных торжеств в Москве обязательно поедем в Таджикистан, навестить всех родственников и друзей. А пока празднуем здесь, в Москве тоже есть свои", — рассказывает таджичка.

В ожидании жениха

Sputnik / Стас Этвеш

В этот важный день девушке помогают две подруги. Они суетятся вокруг невесты, делают ей прическу и макияж, всячески подбадривают и заботливо держат за руку. Сначала будущую жену одевают в наряд для никаха.

Для обряда таджичка выбрала красный бархатный костюм, расшитый золотом, яркую тюбетейку и традиционные памирские украшения, которые девушка сделала своими руками.

Я чувствую, что Хангома очень волнуется перед свадьбой, но старается не подавать виду. На первый взгляд она больше переживает за своих свидетельниц и постоянно интересуется, успели ли те привести себя в порядок и не устали ли от навалившихся за последние дни дел. Переживает она и за нас, гостей, постоянно предлагая чай и другие угощения.

Чтобы немного разрядить обстановку, предлагаю невесте окунуться в воспоминания и рассказать, как проходила подготовка к свадьбе в Москве.

"Ой, организовать было совсем нетрудно, — оживленно говорит девушка. — Свои своим везде помогут. Приготовлений было много, вчера до ночи готовили белую халву. Было весело".

Приготовление белой халвы — одна из основных предсвадебных таджикских традиций. Считается, что чем быстрее получается приготовить сладость, тем легче будет жизнь у молодых после свадьбы.

"Знаю один случай, когда халву делали восемь часов. Сейчас уже изобрели всякие "лайфхаки", чтобы было не так долго", — рассказывает подружка невесты.

Там временем на кухне в узорчатом блюдце поджигают пряную траву "буй", что в переводе с рушанского означает "запах". С помощью этого ритуала дом "очищают", выгоняя злых духов.

На столе уже томятся ароматные лепешки, щедро политые растопленным сливочным маслом. Это первое, чем угостят будущего мужа, когда он переступит порог дома невесты.

Напряжение растет. Все ждут появления жениха. Хангома все чаще смотрит в окно.

Через некоторое время к дому подъезжает автомобиль, из него выходит Халим и его свидетели — все в ярко-красных галстуках и тюбетейках. Хангома облегченно вздыхает и берет за руки своих подруг.

"Наш лисенок приехал", — радостно восклицают они.

Никах в Москве

Sputnik / Стас Этвеш

Задача родственников невесты — не пустить жениха в дом. Задача Халима — прорваться к своей любимой. Несколько минут упорной борьбы, и жених с друзьями выигрывают схватку. Они проходят в гостиную, женщины приносят молодым людям лепешки.

Скоро начнется обряд никах…

Я скромно отхожу в сторону, думая, что присутствие посторонних людей на такой важной части праздника будет лишним. Однако нас с фотографом приглашают понаблюдать за обрядом, но просят присесть на колени и не снимать.

Мулла зачитывает молитвы и благословения. Его звонкий и четкий голос отражается от стен и наполняет все помещение. У меня по телу пробегают мурашки, я смотрю на невесту.

Хангома сидит неподвижно, ее голова покрыта красной шалью, руки сложены на коленях и немного дрожат. Мулла замолкает и берет в руки документы, которые молодые должны подписать. Несколько минут на подпись, поздравления, и Хангоме пора переодеваться — впереди еще прогулка и банкет в ресторане.

Подруги отводят таджичку в комнату. Девушка кажется немного растерянной от волнения, но очень счастливой. Переодеваясь в еще один красный наряд, Хангома обращается ко мне, широко улыбаясь:

"Все, мы теперь муж и жена", — говорит она.

Памирский дом и обмен тюбетейками

Sputnik / Стас Этвеш

Все гости уже торопятся в парк. Нас рассаживают по машинам.

"Таджикский свадебный кортеж" слышно за несколько кварталов: мы едем с широко открытыми окнами и громкой музыкой. В люке одной из машин расположился оператор, он снимает репортаж на полном ходу.

В авто звучит традиционная памирская свадебная песня. На экране планшета сменяют друг друга фотографии счастливых молодоженов. Довольно быстро мы приезжаем в парк "Кузьминки" в Москве.

Это место молодожены выбрали неслучайно: именно здесь находится Памирский дом. Сооружение построили в прошлом году для показа на фестивале "Россия-Таджикистан — Памир-Москва". Памирский дом очень понравился руководству музея Москвы и было решено оставить его в "Кузьминках", чтобы молодожены приходили фотографироваться. Так и получилось.

Сделав несколько десятков снимков на фоне Памирского дома, муж и жена отправляются гулять по парку. Хангома и Халим выглядят прекрасно и приковывают взгляды посетителей: роскошный свадебный красный наряд и легкая фата до пола приводят в восторг и взрослых, и детей.

В какой-то момент мы встречаем земляков: в московском парке "Кузьминки" гуляет еще одна таджикская свадьба.

"Ух ты, сейчас женихи могут обменяться тюбетейками. Такая свадебная традиция у нас в Таджикистане", — шепчет мне на ухо подружка невесты.

Все с замиранием сердца ждут, что же решит Халим. В итоге "родная" тюбетейка остается при нем.

Молодые люди смущенно отходят в сторону.

"Хотели сделать по-таджикски, — улыбаясь говорит мне подруга Хангомы. — У нас так часто. По-соседски".

Танцы, косы и конфетка на счастье

После парка мы снова рассаживаемся по машинам и держим путь в ресторан, там нас уже ждут более трехсот гостей.

Как только Хангома и Халим входят в ресторан, помещение буквально взрывается от аплодисментов и свиста. Отовсюду звучит таджикская музыка. Гости в танце провожают молодоженов до их мест во главе стола. Все рассаживаются. Гостей так много, что официанты расставляют еще несколько столов для вновь прибывших.

Блюда не столе сменяются очень часто, таджикская свадьба — настоящий праздник живота. Шурпа, многочисленные закуски, несколько видов мясных блюд и, конечно же, ароматный плов — все для дорогих гостей. Когда места для тарелок на столе не хватает, следующая партия просто ставится сверху.

Но кажется, что больше смены блюд таджиков интересуют танцы. Гости на свадьбе (да и сами молодожены) не упускают любую возможность пуститься в пляс.

Таджикское настроение заполняет помещение ресторана: гости с энтузиазмом выходят на танцпол, дети уже облюбовали сцену, одно поздравление сменяет другое, артисты исполняют национальные мелодии.

Под свадебные торжества ресторан в Москве забронирован с 13 до 19 вечера. А это значит, что можно погулять целых шесть часов, что для сегодняшнего Таджикистана — непозволительная роскошь из-за принятого закона об обрядах.

"Мы еще и поэтому выбрали Москву для празднования свадьбы. Здесь можно немного дольше пошуметь", — признается мне Хангома.

Веселье не смолкает ни на минуту, таджикское гостеприимство обволакивает меня, с первых минут я чувствую себя комфортно, даже при таком количестве гостей.

Ближе к концу свадьбы гости начинают собираться в главном зале ресторана. Скоро произойдет один из самых важных моментов вечера — "шай".

Хангому уводят в специальное помещение. Там женщины заплетают ей традиционные косы и надевают семь разноцветных платков. У каждого из них свое значение, к примеру, белый — чистота, красный — любовь.

Важно, чтобы прическу делала женщина, у которой живы родители, а сама она была счастлива в браке. Это сулит счастливую жизнь и молодым.

Затем голову невесты "посыпают" конфетами, чтобы совместный быт пары был легким. Потом эти сладости раздают присутствующим девушкам, одна из конфет достается и мне - на счастье.

Хангому выводят в главный зал. Сейчас молодожены вместе со свидетелями отправятся домой. Там друг жениха снимет с невесты семь платков. С этого момента он обязуется быть ей названным отцом и должен заботится о Хангоме. Но гости этого уже не увидят, для нас свадебные торжества в Москве подошли к концу.

Мы дружной толпой идем в сторону московского метро, все обсуждают, какой хороший и душевный у таджиков получился праздник. И это так. В голове еще долго будет звучать таджикская музыка.