Пенсионная система. Изменение пенсионной системы – плюсы и минусы Сколько уровней имеет пенсионная система

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

П енсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по выслуге лет;

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

Быть или не быть

Накопительной пенсионной системе в России

студентки 2 курса

бакалаврской программы

муниципальное управление»

ВАСИЛЬЕВОЙ Евгении Игоревны

(подпись)

студента 2 курса

бакалаврской программы

направления «Государственное и

муниципальное управление»

СУМАТОХИНА Алексея Сергеевича

__________________________________

(подпись)

Научный руководитель:

к.э.н, ст. преподаватель.

ГОЛУБЕВА Анастасия Алексеевна

«СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ»

_____________________________

(подпись научного руководителя)

«_____» _______________ 2012 г

Санкт-Петербург


Введение

В 2002 году в Российской Федерации была проведена пенсионная реформа, заключавшаяся в переходе от распределительной к условно-накопительной модели. Прежняя пенсионная реформа не справлялась с выполнением своих обязательств в виде достаточного материального обеспечения лиц, утративших возможность получения регулярного дохода, численность которых уже превышает четверть населения и сохраняет тенденцию к росту, что на фоне всеобщего охвата населения пенсионной системой свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы. Факт неэффективности повлиял на осознание необходимости нововведения в пенсионную систему.

Причина тотального влияния государства на пенсионное обеспечение очевидна с точки зрения дефиниции России как правопреемника СССР, игравшего патерналистскую роль в жизни населения. Высокая социальная нагрузка на государство обусловливает сложность и комплексность пенсионной реформы.

Целью нашей работы является ретроспективный анализ пенсионной реформы 2002 года, оценка изменения параметров пенсионной системы с помощью изучения статистической информации.



Пенсионная система

Виды пенсионных систем

Пенсионная система или ПС – совокупность правовых, экономических и организационных институтов, направленная на материальное обеспечение граждан в виде пенсий.

Пенсией называется регулярное (как правило – ежемесячное) денежное пособие, которое выплачивается следующим группам лиц:

1. Лица, достигшие определенного (пенсионного) возраста. При достижении установленного государством пенсионного возраста лица перестают совершать налоговые пенсионные взносы, и превращаются в получателей пенсионных выплат из Пенсионного Фонда.

2. Лица, имеющие инвалидность.

3. Семьи, потерявшие кормильца.

На сегодняшний день существует три вида ПС.

1. Распределительная или параметрическая. Данная система основана на принципе солидарности поколений: нынешние пенсионные выплаты формируются с помощью пенсионных отчислений работающих лиц. Таким образом, осуществляется распределение денежных средств.

2. Накопительная. Пенсионные отчисления не имеют страховой части, а состоят только из накопительной, с последующей ее капитализацией.

3. Распределительная с накопительным элементом или смешанная. Пенсионные отчисления делятся на страховую и накопительную части. Накопительная часть капитализируется с установленным процентом.

ПС в мире.

Самая первая пенсионная система сформировалась в Германии. Согласно закону, принятому в конце 1880-х годов, пенсия назначалась пожилым людям, достигшим возраста 70 лет. Полагалось, что к этому возрасту человек успевает исчерпать все свои трудовые ресурсы, после чего лишается возможности обеспечить свою жизнь. Так как в конце XIX века лишь малое число людей доживало до 70 лет, а еще больше людей, становилось неработоспособными еще до этого возраста, было принято решение снизить пенсионный возраст до 65.

Как говорилось выше, в чистом виде распределительная и накопительная модель пенсионных начислений встречается крайне редко. В основном, чаще всего можно встретить смешанную модель.

Чилийская пенсионная система.

Одной из новаторских ПС в мире по праву считается Чилийская ПС. Главной особенностью этой системы стало введение абсолютной накопительной пенсии. Резкий переход от распределительной ПС к абсолютной накопительной системе в 1981 году был вызван высоким профицитом бюджета и жесткой административной политикой государства.

Ежемесячно каждый работающий гражданин делает взнос на свой пенсионный счет в размере 10% от заработной платы. Далее происходит капитализация денежных средств в частной управляющей кампании, которую выбирает гражданин. Однако, не смотря на накопительный характер пенсий, за пенсионные отчисления ответственны в равной степени государство, работодатель и сам работающий.

Также существует две схемы выплаты пенсий:

1. Пожизненная рента – лицо ежемесячно получает определенные выплаты до конца жизни. Данная схема реализуется при достижении пенсионного возраста: у мужчин 65 лет и 60 лет у женщин.

2. Программированный уход на пенсию – рассчитываются взносы в управляющую компанию, а также пенсионные выплаты, по индивидуально выведенной схеме. По этой схеме реализуется досрочный выход на пенсию.

Казахстанская пенсионная система.

После распада СССР в Казахстане было приято решение о переходе на накопительную ПС, прообразом которой послужила Чилийская ПС. С начала 1998 года все работающие граждане должны в обязательном порядке ежемесячно отчислять 10% заработной платы на индивидуальные накопительные пенсионные счета пенсионного фонда.

Главная цель пенсионной реформы Казахстана – приобретение дополнительного инвестора в лице пенсионных фондов, а также активации работы фондовой биржи.

Пенсионный возраст установился на уровне 58 лет у женщин и 63 у мужчин. Но в настоящее время ведется дискуссия об гендерном уравнении пенсионного возраста (увеличение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин), которое коснется граждан, рожденных до 1997 года включительно.

Стран, практикующих использование абсолютной накопительной пенсионной системы, всего пять: Чили, Казахстан, Боливия, Мексика и Сальвадор.

Германская пенсионная система

ПС Германии состоит из трех уровней:

1. Обязательное пенсионное страхование – выплачивается государством в виде солидарных пенсионных выплат.

2. Добровольное обеспечение по старости – отчисление пенсионных взносов предприятиям, на котором работает лицо.

3. Частный способ обеспечения достойной пенсии – все формы создания частного капитала.

Таким образом, Германия имеет чистую распределительную ПС, но также имеет добровольный накопительный элемент.

Пенсионный возраст наступает при достижении 65 лет мужчинами и 60 лет женщинами. Существует возможность раннего выхода на пенсию при условии наличия 35 летнего трудового стажа.

Участники ПС РФ

1. Пенсионный фонд

ПФ РФ был создан 22.12.1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об установлении Пенсионного фонда РСФСР». На сегодняшний день это крупнейший среди внебюджетных социальных фондов централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых средств в целях пенсионного обеспечения населения. На долю остальных внебюджетных фондов приходится всего около 25% внебюджетных средств.

Так как ПФ является важным звеном финансовой системы РФ, то действия фонда строго формализованы:

· ПФ запланирован органами государственной власти, поэтому имеет строгую целенаправленность, а так же подконтролен им (Правительство РФ и управлению ПФ)

· Денежные средства фонда не относятся к бюджету, поэтому тратятся исключительно на внебюджетные расходы, связанные с пенсионной системой.

· Фонд формируется из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов, которые имеют налоговую природу, то есть, установлены государством и являются обязательными.

ПФ РФ занимается назначением и выплатой пенсий, ведет учет средств, поступающих по ОПС (Обязательное пенсионное обеспечение), назначает и реализовывает пенсионные выплаты отдельным категориям лиц (инвалиды, ветераны и др.), взаимодействует со страхователями (работодателями), занимается взысканием недоимок, выдачей сертификатов на получение и выплату средств материнского капитала.

2. Работодатели

Работодатели играют важную роль в ПС. Именно они обязаны уплачивать пенсионные взносы за работников. В статье 6 закона №167-ФЗ работодателей называют «страхователями по обязательному пенсионному страхованию (ОПС)» и относит их к категории лиц, производящих выплаты физическим лицам на основе трудового договора.

Страхователи ОПС являются физическими лицами, организациями или индивидуальными предпринимателями (частные детективы, частные нотариусы, адвокаты и др.). Последние так же играют роль и застрахованных, так как платят взносы за себя.

3. Работники

Скорее пассивные участники ПС. Они имеют статус застрахованных лиц, так как после оплаты страхователем страховых взносов в ПФ застрахованные лица получают право при достижении пенсионного возраста получать трудовую пенсию.

Гражданин вправе самостоятельно заключить договор с одним из Негосударственных Пенсионных Фондов. В этом случае он становится активным участников формирования будущей пенсии, также если он является индивидуальным предпринимателем и занимается отчислением взносов в ПФ самостоятельно

4. Пенсионеры

Пенсионеры – социальная группа людей, для обеспечения достойного уровня которых сформирована ПС, реципиенты пенсионной системы.

5. Негосударственные пенсионные фонды

НПФ одновременно является как социальным, так и финансовыми институтом. Согласно закону, данные фонды создаются исключительно в форме некоммерческой организации, занимающейся только вопросами пенсии: сбор пенсионных взносов, вложение денежных средств с целью из прироста (этой функцией обычно заведует руководящая компания) и, самое главное, выплата пенсии.

По состоянию на 1 августа 2011 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 313 НПФ. Законодательство РФ определяет активы, в которые пенсионные взносы могут быть инвестированы, и структуру инвестиционного портфеля.

Начиная с 2004 года, любой гражданин по собственному желанию может заключить договор с НПФ, по которому его денежные накопления будут перенаправляться из ПФ РФ в НПФ.

6. Частные компании, управляющие пенсионными накоплениями

Обычно управление пенсионными счетами передается в руки частных компаний, которые обязуются управлять денежными средствами максимально выгодно для клиента.

С 2003 года в России появилась возможность самостоятельно выбрать управляющую компанию, которая имеет лицензию на предоставление данного вида услуги и прошла специальный конкурс. Но, к сожалению, лишь небольшое количество людей знают о подобной возможности. Отказавшись от управления пенсии частной компанией или же не воспользовавшись своим правом по не знанию, управление пенсией переходит в руки государственной компании.

7. Государственная компания, управляющая пенсионными накоплениями

С 2003 года государственной управляющей компанией назначен Внешэкономбанк (ВЭБ).

8. Инфраструктурные участники пенсионной системы

Среди инфраструктурных участников ПС можно выделить следующих:

· Брокеры.

НПФ заинтересовано в покупке и продаже ценных бумаг на бирже, поэтому они зачастую заключают договор с брокерской фирмой, которая досконально знает тонкости работы на бирже.

· Аудиторы

НПФ обязаны раз в год проводить аудиторскую проверку для подтверждения достоверности учета и отчетности.

· Актуарии

Актуарий – человек, проводящий актуарное оценивание деятельности НПФ не реже, чем раз в год. Эти специалисты оценивают долгосрочную устойчивость НПФ, и проверяют соответствие между пенсионными активами и пенсионными обязательствами.

· Специальные депозитарии

Эти организации оказывают услуги по учету прав на ценные бумаги и их хранения. Также следят за исполнение обязательств управляющих компаний и НПФ.

9. Государственные регулирующие органы пенсионной системы

Законотворческим процессом, связанным с нововведениями в ПС, занимаются Государственная Дума и Совет Федерации. Контролирует исполнение законодательства Министерство труда и социального развития РФ и Министерство финансов.

Сложность анализа пенсионной реформы обусловливается спецификой ее объекта - будущих доходов на текущий момент работающего населения, а ее разработка требует расширения горизонта планирования и досконального изучения экономического ландшафта. Оценка результатов в полной мере будет возможна в 2022 г со стартом выплат накопительной части.

Структурный недостаток, характеризующий ранее используемую модель, заключался в отсутствии паритета индивидуальных реального вклада в пенсионную систему и размера пенсии. Это дестимулировало предъявление реального дохода, как работающими, так и работодателями, результатом чего стала выплата взносов только с легальной части зарплаты, сокращение налоговой базы: в «тени» экономики скрывалось порядка двух третей дохода. Сопровождаемый следующим из демографического кризиса уменьшением соотношения числа активных работающих граждан к числу пенсионеров данный изъян продемонстрировал экономическую несостоятельность и неплатежеспособность уравнительного сознания. Таким образом, снижение «коэффициента поддержки», выступающего в роли одного из важнейших критериев пенсионной системы, - креатура демографических и экономических факторов. Неудовлетворенность населения, с одной стороны, низким уровнем пенсий, отстающим от прожиточного минимума пенсионера, с другой, высоким – налоговых отчислений, продуцировала социальную и политическую напряженность, что послужило причиной развертывания пенсионной реформы.

Задачи и цели

Задачи пенсионной реформы декларировались следующими документами:

1. Программа пенсионной реформы 1998 г.

2. Проект Основных направлений социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу 2000 г.

3. План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.

4. Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.)

В трех первых документах главной задачей реформирования пенсионной системы в среднесрочной перспективе выступает достижение (поддержание) финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы, тогда как в последнем – установление тесной связи между величиной пенсии и ранее уплаченных взносов и повышение реального уровня пенсионного обеспечения.

В вышеуказанных документах также содержатся цели реформы пенсионного обеспечения:

1. Усиление страховых принципов в пенсионном обеспечении

2. Повышение реального размера пенсий

3. Обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы

4. Вовлечение сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование

Кроме того подразумеваются следующие:

5. Увеличение объема долгосрочного кредитования в экономике

6. Легализация трудовых доходов и стимулирование сокращения неформального сектора на рынке труда посредством:

6.1. снижения налогового бремени на работодателя

6.2. повышения заинтересованности работника в уплате отчислений в пенсионную систему

7. Обеспечение прозрачности пенсионной системы

8. Обеспечение независимости пенсионной системы от влияния политических факторов

Суть стартовавшей в 2002 г пенсионной реформы заключалась в реструктуризации пенсионной инфраструктуры, переходе от распределительно-уравнительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, устанавливающей прямую зависимость между уровнем заработка и размером пенсии. В новой модели учет зарплаты производится на протяжении всей трудовой деятельности, однако лишь половина взносов (14%) накапливается в виде обязательств государства по выплате пенсии (актуально на момент старта реформы).

Новое пенсионное законодательство было разработано и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Так, были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии, разгосударствлены функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Также в его рамках организовано разделение пенсий на две категории: трудовую пенсию, право на которую имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, при условии наличия не менее 5 лет трудового стажа и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Был введен запрет на одновременное получение двух трудовых пенсий, тем не менее допускается получение пенсий отдельными группами пенсионеров сразу из обеих категорий. К числу новаций также стоит отнести отмену ограничений на максимальный размер выплат и выплату пенсий работающим пенсионерам и ориентацию на «швейцарскую» модель индексации.

Показатели зрелости ПС

Для описания зрелости пенсионной системы мы рассчитаем коэффициент экономической зависимости и коэффициент поддержки ПС.

· Коэффициент ЭЗ рассчитывается следующим образом:

К эз =Ч пенс /Ч пл, где

К эз - коэффициент экономической зависимости пенсионной системы

Он характеризует число пенсионеров, приходящееся на одного занятого. Чем выше коэффициент, тем система становится более зрелой. На графике 1 наглядно изображено рост Коэффициента ЭЗ, что может указывать на становление новой распределительно-накопительной ПС в России. Долго наблюдалась тенденция к увеличению числа занятых на рынке труда, что существенно снижает нагрузку на пенсионную систему. Однако с 2009 года вновь появилось увеличение числа пенсионеров и уменьшение работающего населения.

· Коэффициент поддержки ПС

Этот показатель высчитывается с помощью формулы:

К п =Ч пл /Ч пенс, где

К п - коэффициент поддержки пенсионной системы

Ч пл – численность плательщиков взносов (занятого населения)

Ч пенс – численность пенсионеров

Коэффициент поддержки ПС показывает, сколько работающих человек приходится на одного пенсионера. Данный коэффициент обратен предыдущему. На графике 1 также наглядно представлено изменение показателя со временем.

В Таблице 2 представлены статистические данные, взятые с сайта Единой Межведомственной Информационной Системы (ЕМИС) и выполнены расчеты коэффициентов.

Таблица 2 «Показатели зрелости ПС»

Численность пенсионеров 38429,5 38182,8 38159,75 38227,8 38324,8 38363,7 38470,5 38796,4
Численность занятого населения 65070,4 66432,2 67274,7 68168,9 68854,9 70570,5 69284,9
коэффициент поддержки ПС 1,69324 1,73985 1,762975 1,78323 1,79662 1,83951 1,84466 1,78586
коэффициент экономической зависимости 0,59058 0,57476 0,567223 0,56078 0,5566 0,54362 0,542105 0,55995

График 1 «Показатели зрелости ПС»

Оценив зрелость ПС РФ, можно прийти к выводу, что первые пять лет пенсионная реформа была эффективной, но далее введение накопительного элемента лишь усилила нагрузку на экономику.

Двойное бремя

После перехода на распределительную ПС с элементом накопления было указано в законодательстве, что для людей до 1967 года рождения действует распределительная ПС, а для граждан, родившихся с 1967 года и позже будет распространяться распределительно-накопительная система. Данное нововведение можно назвать «двойным бременем». Смысл этого понятия заключается в том, что государство формирует накопления на пенсионных счетах одних граждан и вместе с этим несет ответственность по выплате солидарных пенсий другим.

Демографическая ситуация

Показатели зрелости ПС указывают на демографическую ситуацию РФ, а именно на тенденцию старения жителей РФ, которое происходит не увеличением числа пенсионеров (за последние годы, продолжительность жизни в РФ сократилось), а сокращением числа занятых в экономике России.

Вывод

Российские реалии требуют использования распределительно-накопительной пенсионной системы.


Приложение 1.

Суммарный тариф страховых взносов Для лиц, старше 1967 г.р. и 1967 г.р., в % Для лиц моложе 1967 г.р. страховая часть пенсии, в % Для лиц моложе 1967 г.р. накопительная часть пенсии, в % Тариф в ФСС, в % Тариф в ФФОМС, %
Лица, производящие выплаты физическим лицам 22 (6% - солид. часть, 16% - индивид.) 16 (6% - солид. часть, 10% -индивид.) 6% - индивид. часть 2,9 5,1
10% – свыше предела 10 на солидарную часть
Организации, получившие статус участников проекта «Сколково» 14% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 14 % - индивид. часть 8 % - индивид. часть 6% - индивид. часть
Лица, применяющие УСН и ЕНВД 20% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 20 (4% - солид., 16% - индивид.) 14 (4% - солид., 10% индивид.) 6% - индивид. часть
Лица, занятые в области производства и распространения СМИ 20,8% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 20,8 (4,8% - солид. часть, 16% – индивид.) 14,8 (4,8% - солид. часть, 10% – индивид.) 2,9 3,3
Лица, обеспечивающие инжиниринговые услуги. 22% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 22 (6% - солид. часть, 16% – индивид.) 16 (6% - солид. часть, 10% – индивид) 2,9 5,1
СХ производители 16% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 16% – индивид. часть) 10% – индивид. часть) 1,9 2,3
Для лиц, указанных в подп. 4 – 6 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. 8% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 8% – индивид. часть) 2% – индивид. часть)

«Тарифы страховых взносов на 2012 год (212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд Социального Страхования РФ и Федеральный Фонд ОМС» от 01.01.2010)


Приложение 2 «Сравнительный анализ пенсионного капитала, страхового и накопительного элементов,

для граждан 1966 и 1967 г. р. (при прочих равных условиях)»

г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р.
Зарплата годовая, тыс. руб. (принята равной средней зарплате) 52,3 52,3 66,0 66,0 80,9 80,9 102,7 102,7 128,7 128,7 162,2 162,2 205,3 205,3 222,4 222,4
Тариф взноса на страховую часть пенсии, % 12,0 11,0 12,0 11,0 12,0 10,0 14,0 10,0 14,0 10,0 14,0 10,0 14,0 8,0 14,0 8,0
Индексация страховой части пенсии, раз 3,678 3,168 2,605 2,249 2,024 1,793 1,642 1,263
Условно накопленный капитал страховой части пенсии с учетом индексации, нарастающим итогом, тыс. руб. 23,1 21,2 48,2 44,2 73,5 65,3 105,8 88,4 142,3 114,5 183,0 143,6 230,2 170,6 269,5 193,1
Тариф взноса на накопительную часть пенсии, % 2,0 3,0 2,0 3,0 2,0 4,0 4,0 4,0 4,0 6,0 6,0
Доходность накопительной части пенсии, % 4,02 2,6 7,33 12,18 5,67 5,98 –0,46 4,08
Накопленный капитал по накопительной части пенсии с учетом доходности, нарастающим итогом, тыс. руб. 1,04 1,7 2,4 3,7 5,4 9,3 6,1 15,0 6,5 21,3 6,9 29,5 6,8 41,6 7,1 48,3
Страховой и накопительный пенсионный капитал по состоянию на 2009 г. 276,6 241,4

Http://expert.ru/kazakhstan/2012/46/sistema-zavisla

Http://www.delo-press.ru/articles.php?n=5525

Http://taxpravo.ru/faq/statya-169607-tarifyi_strahovyih_vznosov_na_2012_god

Http://www.napf.ru/main_activities/napf_funds

Http://www.pfrf.ru/labor_old_age_pension

Быть или не быть

накопительной пенсионной системе в России

Групповая аналитическая работа

студентки 2 курса

бакалаврской программы

направления «Государственное и

муниципальное управление»

ВАСИЛЬЕВОЙ Евгении Игоревны

__________________________________

(подпись)

студента 2 курса

бакалаврской программы

направления «Государственное и

муниципальное управление»

04.08.2018 12:38:10

Своим видением по вопросу повышения пенсионного возраста поделился старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Набиюла Гичиев.

Дискуссия вокруг повышения пенсионного возраста в России вылилась в законопроект, внесенный Правительством РФ в Государственную думу РФ. В настоящее время высказываются разные точки зрения, как в пользу повышения пенсионного возраста, так и против него. Рассмотрим кратко эти подходы к этой многогранной проблеме для выработки собственных выводов и предложений.

Демографический контекст возраста выхода на пенсию связан с рядом аспектов:

Демографическое старение нации, ведущее к изменению соотношения между плательщиками взносов и получателями пенсий. Очевидно, что без увеличения числа плательщиков пенсионных взносов или уменьшения числа пенсионеров невозможно повысить пенсии.

В 1930-х годах, когда был введен возраст выхода на пенсию для отдельных категорий мужчин 60 лет и женщин 55 лет, на одного человека в пенсионном возрасте приходилось 8 человек трудоспособного возраста. После второй мировой войны в 1950-х годах, когда пенсионная система распространилась на все население страны, это соотношение снизилось до 5 к 1. К настоящему времени коэффициент поддержки уменьшился до 2.3, а уже после 2023 года в России на одного человека в пенсионном возрасте будет приходится менее 2 человек в трудоспособных возрастах

В результате повышения пенсионного возраста по предложенному Правительством РФ плану коэффициент демографической поддержки увеличится к 2035 году до 3. Если не будет изменений в пенсионной системе размер пенсии должен снижаться.

В целом процент лиц в возрастах от 60 лет и старше в России увеличился с 9% в 1959 г. до 21% в 2017 г., и по прогнозам он возрастет до 26% в 2030 г. По уровню старения Россия не относится к разряду очень старых стран, таких как Япония, Италия, Германия, где доля лиц в возрастах 60 лет и старше в настоящее время равна соответственно 33%, 29% и 28%.

На этом основании можно сделать вывод, что в России можно не спешить с повышением пенсионного возраста. Тем не менее, ряд стран с аналогичной долей пожилых (США, Канада, Норвегия, Ирландия и др.) повысили или повышают возраст выхода на пенсию. Результаты сравнения показывают, что Россия скорее запаздывает с этим процессом. Она находится в положении Италии 1990-х гг., когда эта страна была вынуждена повышать пенсионный возраст, чтобы сдержать рост дефицита государственного бюджета.

Первая причина относительного увеличения численности пожилых и их доли во всем населении (демографическое старения) – это снижение рождаемости. Другой причиной увеличения числа пенсионеров является рост продолжительности жизни, но не всего населения, а именно людей в старших возрастах.

С 2007 по 2016 г. разрыв между Россией и странами ЕС в продолжительности жизни мужчин, доживших до 60 лет, уменьшился с 6,7 лет до 5,8 лет, женщин - с 5,2 до 4,2 лет. Вместе с тем, сохраняющаяся, хотя и уменьшающаяся, большая разница в продолжительности жизни мужчин (16,1 лет) и женщин (21,7 лет) в России, говорит о необходимости учета гендерного фактора в планах повышения пенсионного возраста.

Один из главных мифов, обсуждаемых в связи с повышением пенсионного возраста, связан с использованием показателей продолжительности жизни: «будем работать до гробовой доски», «после выхода на пенсию долго не проживем», «до пенсии в России не доживает 40% мужчин».

Дания начала 1980-х годов, где пенсионный возраст для мужчин и женщин составлял 67 лет, а продолжительность жизни первых равнялась 71,4 года, у вторых - 77,6 года. Пример Дании заслуживает отдельного внимания, поскольку повышение возраста выхода на пенсию в этой стране увязывается с изменением продолжительности жизни. В 2006 г. проведенная «Реформа благосостояния» предполагала «индексацию» пенсионного возраста с учетом изменения продолжительности жизни лиц, доживших до 60 лет и закрепленной нижней границей средней продолжительности жизни после выхода на пенсию в 14,5 лет. Начатая с 2011 г. «Реформа пенсионного возраста» предполагает повышение пенсионного возраста с 65 до 70 лет в несколько этапов: с 65 до 67 лет в 2019-2022 гг., до 68 лет к 2030 г., до 69 лет к 2035 г. и до 70 лет к 2040 г. Условием реализации плана повышения пенсионного возраста на 5 лет является увеличение, как минимум, на 5 лет ожидаемой продолжительности жизни.

Невысокая ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) не являлась основанием для отказа от повышения пенсионного возраста в странах Восточной Европы и СНГ.

В большинстве из них повышение пенсионного возраста начиналось в условиях, сравнимых или даже менее благоприятных, чем в современной России. Например, в Польше, где в течение 1984-1989 гг. произошло практически беспрецедентное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет (по 1 году в год), у мужчин ситуация с продолжительностью жизни пожилых была хуже, чем в современной России. В Чехии, при похожей на Польшу ситуации с дожитием до пенсии и ОПЖ женщин в возрасте 55 и 60 лет, в 1996 году было объявлено повышение до 63 лет для обоих полов (для женщин темпом в 3-4 месяца ежегодно). При этом изменения пенсионной системы не сворачивались, и с 2016 года начался новый этап повышения до 67 лет. В Венгрии пенсионный возраст начал подниматься с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин до 62 года с 1998 года.

Ожидаемая продолжительность жизни мужчин, доживших до текущего пенсионного возраста в 60 лет, составляет сейчас более 16 лет, а женщин до 55 лет - почти 26 лет, и эти показатели не являются барьерами на пути повышения пенсионного возраста. Сегодня мужчинам, которые дожили до 65 лет, при условии сохранения уровней смертности 2016 года, предстоит прожить 13,4 лет, а женщинам, дожившим до 63 лет - 19,3 лет.

Сравнительные коэффициенты смертности (2015 год) в возрасте 35-39 лет у российских мужчин выше, чем у немцев в 7 раз, а в возрасте 60–64 года - в 2,5 раза. Различия между коэффициентами россиянок и немок в аналогичных возрастных группах меньше - соответственно 4,5 раза и 1,7 раза.

Предлагаемое повышение пенсионного возраста отражает реальные процессы в сфере занятости лиц старшего возраста. С одной стороны, сохраняющееся желание работать, с другой - низкие пенсии, выталкивают лиц старшего возраста на рынок труда. В настоящее время наступление пенсионного возраста снижает участие в трудовой деятельности, однако это уменьшение нельзя назвать драматичным: доля работающих мужчин сокращается приблизительно на четверть (с 69% до 50%) и женщин - на шестую часть (с 79% до 66%). Расчеты показывают, что в 60 лет прекращают трудовую деятельность около трети ранее работавших мужчин, в 55 лет - не более четверти женщин. В настоящее время работает около 40% 60-64-летних мужчин (37,8%) и более половины 55-59-летних женщин (52,0%). Следует ожидать, что прогнозируемый рост образовательного уровня населения, который является одним из факторов увеличения продолжительности жизни, будет способствовать дальнейшему повышению занятости в старших возрастных группах.

По сравнению с большинством развитых и постсоциалистических стран экономическая активность и участие в занятости российских мужчин и женщин старших возрастов являются относительно низкими.

В контексте предлагаемого повышения пенсионного возраста стоит обратить внимание на величину и динамику уровня занятости населения старших возрастов постсоциалистических стран. Именно в этих странах в течение 2000-2010-х гг. наблюдался наиболее существенный рост (в полтора-два раза) уровня занятости населения старших возрастов, что непосредственно было связано с проведенными в этом регионе пенсионными изменениями, включавшими и повышение нормативного возраста выхода на пенсию. В результате, если в начале 2000-х гг. по уровню занятости населения 55 лет и старше Россия превосходила большинство стран Центральной и Восточной Европы, то в настоящее время мы наблюдаем обратное соотношение российские показатели меньше аналогичных показателей постсоциалистических стран. В целом, опыт осуществления пенсионных изменений показывает, что повышение пенсионного возраста увеличивает участие женщин в рабочей силе и их занятость в бо льшей мере, чем у мужчин.

Согласно имеющимся оценкам, эффективный пенсионный возраст в нашей стране выше нормативного: у мужчин на 3,2 года, у женщин - на 5,3 года.

В подавляющем большинстве стран пенсионный возраст не зависит от продолжительности жизни. Такая зависимость на законодательном уровне установлена лишь в нескольких государствах с низким уровнем смертности в старших возрастах (например, во Франции и в Дании).

На основании изложенного можно сделать вывод:

Увеличение пенсионного возраста в условиях нарастающего бюджетного дефицита необходимо. Однако решение об увеличении пенсионного возраста не решит данную бюджетную проблему полностью, а лишь отложит его на неопределенный срок (возможно на 6-10 лет), перенося, таким образом, центр финансовых трудностей на временной период 2024 -2028 гг.

С нашей точки зрения, правильно, что пенсионный возраст законодательно увязывается с продолжительностью жизни, но в дополнение к этому, конечно, должны учитываться гендерные различия в реальной ожидаемой продолжительности жизни.

Обеспечить законодательно закрепленную гарантию трудозанятости пенсионеров на прежней должности в период ожидаемой продолжительности жизни, что будет логичным продолжением тезиса, обосновывающего необходимость пенсионных изменений по причине нехватки рабочих рук из-за демографической ямы.

Тимур АЛИЕВ

В 2019 году число новых пенсионеров сократится на 300 тыс., а повышение пенсионного возраста позволит сэкономить около 90 млрд рублей. Однако трансфертов из федерального бюджета потребуется больше, чем сейчас. Как выстроить грамотную пенсионную стратегию, когда определится порядок автоматического подключения граждан к новой системе индивидуального пенсионного капитала и почему инвалидам больше не нужно ходить за многочисленными справками? Об этом в интервью «Известиям» рассказал глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

Ликбез для предпенсионера

Третьего октября президент подписал закон о повышении пенсионного возраста. С нового года мы будем жить по новым правилам. Что уже сделал ПФР для реализации закона? Времени осталось совсем немного.

Есть три основных направления. Первое - нормативное обеспечение. Обычно после закона принимаются так называемые подзаконные акты, которые конкретизируют какие-то положения законодательных норм. И в основном они связаны с определенной формой документов, которые устанавливают порядок обмена информацией с субъектами Российской Федерации, с муниципалитетами о том, например, кто является так называемым предпенсионером, а кто не является. Вот эти документы сейчас готовятся, они не могли быть утверждены раньше, чем принят закон. Хотя проекты документов были готовы уже ко второму чтению законопроекта.

Второе направление - это инфраструктура обмена информацией. В этом году была создана «Единая государственная информационная система социального обеспечения» (ЕГИССО). В первом полугодии в эту систему все загружали необходимую информацию. И в том числе благодаря ей будет осуществляться обмен данными обо всех льготниках, которые есть сейчас и появятся еще в связи с принятием нового закона. Это электронный обмен, который позволяет гражданам не ходить за справками в Пенсионный фонд, сам орган будет запрашивать всю информацию.

И третий блок - это информационная поддержка пенсионной реформы, разъяснительная работа. Вся информация будет доступна на нашем сайте, на сайтах федеральных органов. На портале ЕГИССО есть личный кабинет, где можно будет посмотреть все виды льгот, которые положены человеку персонально. Всё это поможет гражданам лучше понять, как действовать после 1 января, какие новые правила вводятся, какие документы нужны для оформления этих пенсий.

Но, помимо работников, есть еще и работодатели, кадровые службы, которым тоже придется с нового года что-то менять в своей деятельности.

Да, мы сейчас взаимодействуем и с ними. Порядка 700 тыс. работодателей уже заключили с нами соглашения. Это сделано, чтобы ускорить процесс оформления пенсий. Кадровые службы этих работодателей - как правило, это крупные компании - заблаговременно направляют нам документы, в основном характеризующие стаж работы, заработок. Если человек имеет право на какие-то льготные виды пенсионного обеспечения (работает на вредных и опасных производствах либо является учителем или медработником), нам присылают соответствующие документы в электронном виде. И мы формируем электронное пенсионное дело. В итоге человеку останется только ознакомиться с расчетом по пенсии и выразить свое согласие.

- Будущий пенсионер может это сделать на сайте в личном кабинете?

Да, но многие хотят сами прийти, получить разъяснения по конкретным ситуациям и документам.

- То есть у людей всё же возникает много вопросов? Им непонятно, как рассчитывается их пенсия?

Пенсионное законодательство достаточно сложное. Особенно всё, что касается советского стажа. Кроме того, существует много различных льгот: для ветеранов, для тех, кто имеет награды или другие особые заслуги, различные льготы - например, для работавших на Севере и т.д. Всё это требует отдельных пояснений.

- С какого возраста человек считается предпенсионером?

Для разных целей в законе определены разные условия. Но в целом - с 55–60 лет. Если, конечно, не учитывать тех, у кого есть льготный стаж. А это сейчас 30% пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости.

Доходы и расходы

Вырастут ли в связи с изменением пенсионного законодательства поступления в ПФР к концу 2019 года? Есть ли какие-то прогнозы?

Поступления в ПФР растут исходя из роста экономики. Если в стране увеличивается зарплата, то растет и отчисление от фонда заработной платы. По прогнозам Минэкономразвития, в следующем году ожидается рост зарплат на 6,1%.

А в этом году ожидается рост на 9,8%. Поэтому с точки зрения поступлений в ПФР всё зависит от экономики. А вот расходы связаны с количеством пенсионеров. Проблема как раз в том, что число получателей пенсий ежегодно росло примерно на 500 тыс. человек, а количество работающих не увеличивалось.

И если не принимать никаких мер, то эта с виду благополучная ситуация, которая пока еще существует, очень быстро разбалансируется. И тогда будут нужны существенные бюджетные вливания в систему. Чтобы сохранить существующий баланс и даже несколько его улучшить, необходимо постепенное изменение соотношения работающих. Что, собственно, и произойдет при увеличении пенсионного возраста.

- И насколько снизится количество новых пенсионеров к концу 2019 года?

Оно снизится ненамного, примерно на 308 тыс. Но для нас это всё равно существенно. Если перевести в деньги, то это составит почти 90 млрд в этом году. За шесть лет экономия составит около 3 трлн рублей.

За счет чего можно получить дополнительные средства для повышения пенсий? Может быть, за счет отмены ряда льгот?

Затраты на льготы покрываются из федерального бюджета. И их оставили, например, для тех, кто работает на вредных и опасных рабочих местах. Пока не доказано, что вредности на производстве нет, изменять пенсионный возраст для таких работников - необоснованно.

В этом году общий дефицит бюджета ПФР составляет 265,5 млрд. Какой дефицит бюджета ожидается в следующем году?

У нас есть технический дефицит по накопительной части в размере 23 млрд рублей. Связан он не с тем, что у нас нет денег, а с тем, что мы финансируем накопительные и срочные пенсии, а также единовременные выплаты за счет остатков, то есть ранее поступивших в бюджет ПФР средств пенсионных накоплений.

А распределительная часть бюджета ПФР у нас технически сбалансирована, но с учетом трансферта из федерального бюджета, который отражается у нас в доходах. Поэтому, если говорить о том, что дефицит - это разница между доходами и расходами, то у нас фонд сбалансирован за счет трансфертов.

А вот если мы начнем разбираться с трансфертами, то выясним, что они у нас составляют 3,3 трлн рублей. Это величина, которая была и в этом году, и, по сути, сохраняется, даже растет немного. И из этой суммы около 2 трлн рублей - это трансферты, которые как раз и покрывают разницу между выплатами страховых пенсий и страховыми взносами, которые мы получаем.

Сюда входит программа валоризации, льготы по тарифам страховых взносов и по исчислению пенсионных прав, и просто недостаточный объем взносов в связи с разбалансировкой пенсионной системы.

В дальнейшем, учитывая, что мы снижаем обязательства перед пенсионерами, к 2029–2030 году трансферты из бюджета, покрывающие разницу между доходами и расходами, будут стремиться к нулю. Таким образом, мы планируем, что к 2030 году система будет сбалансирована.

Экономия от сокращения пенсионного возраста, которую мы первоначально просчитали, - около 3 трлн рублей. Эти деньги сейчас направляются на индексацию пенсий, а также на предоставление дополнительных льгот, которые при втором чтении закона о бюджете были туда внесены. Например, льготы для женщин, родивших 3–4 детей. Или возможность выйти на пенсию досрочно, если имеется длительный трудовой стаж (37 лет у женщин и 42 года у мужчин), и некоторые другие.

Если брать соотношение этой экономии и тех расходов, которые понесет фонд, то в первые годы нам будут нужны дополнительные средства из бюджета. В дальнейшем это будет компенсировано за счет эффекта от повышения пенсионного возраста.

Профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации одобрили передачу имущества коррупционеров в ПФР. Это большие деньги? Скольким людям можно будет из них выплатить пенсии?

Передача имущества коррупционеров - это скорее морально-этическая история. Чтобы люди точно понимали, куда пошли эти деньги. И не важно, сколько их поступит.

В настоящее время эти средства являются доходами федерального бюджета, то есть растворяются в нем. А со следующего года в проекте бюджета, который внесен в Госдуму, эти средства уже определены как доходы Пенсионного фонда, и они будут совершенно точно направляться на выплаты пенсий. Это будет сделано по факту - сколько поступит, столько и выплатим.

Есть оценки по предыдущим годам, это около 1,8 млрд рублей за шесть лет.

Без балла

- Рассматривается ли в правительстве отказ от балльной системы?

Ну, во-первых, у нас нигде в законах нет слова «баллы», это сленг.

- Хорошо, давайте называть это индивидуальным пенсионным коэффициентом. Суть не меняется.

Вопрос о том, чтобы совсем уйти от индивидуальных пенсионных коэффициентов обсуждался. Но такое решение пока не принято. Произошла определенная донастройка формулы в части индексации и в части расчета трансфертов.

- Люди говорят, что не понимают формулу, - она действительно очень сложная и запутанная.

Если вы войдете в своей личный кабинет на сайте Пенсионного фонда, то увидите количество ваших индивидуальных пенсионных коэффициентов. Потом вы умножаете их на стоимость коэффициента и прибавляете стоимость фиксированной выплаты. Это актуальный размер вашей пенсии. Всё. Вам больше ничего не нужно знать. Это как вы садитесь в автомобиль, заводитесь, нажимаете на педаль и едете. Вам не нужно детально знать, что там происходит в двигателе.

При этом размер индивидуального пенсионного коэффициента рассчитывается из суммы взносов, которые за вас заплатил работодатель. И поэтому чем больше за вас платят работодатели, тем больше у вас индивидуальных пенсионных коэффициентов.

- То есть чем выше у человека «белая» зарплата, тем больше баллов он накопит?

Есть ограничения. После переходного периода вы за год будете зарабатывать не более 10 коэффициентов. Это связано с тем, что для работодателя есть ограничения по уплате взносов. То есть существует предел, сверх которого взносы платятся работодателями по пониженной ставке и не учитываются в пенсионных правах. Поэтому есть предел по количеству коэффициентов, которые вы можете получить за год.

- Но это ведь несправедливо?

Если у человека высокая зарплата, то он может застраховаться в других системах. Для высоких заработков гораздо больше возможностей.

- А насколько остро сейчас стоит проблема переходов между фондами и потери инвестиционного дохода?

Действительно, несколько лет назад было введено правило, по которому вы не получаете инвестиционный доход, если переходите из одного фонда в другой ранее чем через пять лет. Норма была направлена на то, чтобы можно было инвестировать средства пенсионных накоплений на более длительные сроки. Ведь если люди часто переходят из одного фонда в другой, то их средства невозможно инвестировать в так называемые длинные активы.

Фонды активно конкурируют между собой, проводят рекламные кампании, предлагают гражданам различные опции. В итоге гражданин пишет заявление и переходит в другой фонд, считая, что там будет лучше. Но при этом не понимает, что он теряет инвестиционный доход. Эта проблема носила массовый характер. Поэтому в текущем году был принят специальный закон. С 1 января граждан будут информировать о потере дохода при переходе в другой фонд. Это будет происходить при заполнении заявления, а в нем уже будет стоять размер суммы инвестиционного дохода, который гражданин может потерять.

Поэтому мы призываем всех граждан при заполнении заявлений внимательно читать всю информацию.

- Мелким шрифтом наверняка? Да и не все читают документы, которые подписывают.

Крупным. Дело в том, что заявление подается в Пенсионный фонд. Поэтому мы будем следить за тем, чтобы людей информировали, будем проставлять эту сумму в заявлении. А получать мы ее будем от негосударственных пенсионных фондов, у НПФ есть обязанность предоставлять нам эту информацию.

- То есть, НПФ не могут не предоставить эту информацию?

Конечно! Без этой строчки заявление не будет действительно. А если заявление подается в электронном виде, через ЕПГУ, значит, эта информация будет в окне электронного заявления. И она будет хорошо заметна.

В результате все граждане будут проинформированы перед принятием решения о переходе из одного негосударственного фонда в другой,или о переходе из государственной управляющей компании в НПФ.

Сегодня всех волнует вопрос - будут ли граждан автоматически подключать к новой системе индивидуального пенсионного капитала без их согласия? Это будет автоподписка или авторегистрация?

Появление системы связано с изменением схемы работы обязательной накопительной части. В накопительную часть работодатели отчисляли взносы за граждан. Потом отчисления прекратились, права формируются полностью в солидарной части. То есть гражданин ничего не теряет. А те средства, которые за гражданина отчислялись, они никуда не пропали, они инвестируется негосударственными пенсионными фондами или управляющими компаниями по выбору гражданина.

Чтобы продолжить формирование накопительной части, Центробанк и Минфин подготовили концепцию. Она предусматривает, что у накопительной системы будет собственный источник - это взносы граждан и работодателей. И там есть целый ряд правил. Но в настоящее время законопроект только готовится, сложно пока обсуждать детали.

Насколько я знаю, при согласовании концепции остался, по сути, лишь один вопрос: как будут включаться в эту систему граждане - по умолчанию или только по заявлению.

- Когда станет ясно - автоподписка или авторегистрация? О каких сроках идет речь?

Проект закона планируется внести на обсуждение в этом году.

- Кем будет управляться создаваемый НПФ ВЭБа? Пенсионным фондом или он будет рыночным?

Пока я не видел никаких документов, касающихся НПФ ВЭБа. Но на мой взгляд, это всё же должно быть частью системы.

Оптимизация и сокращение

- Не так давно возникали вопросы относительно эффективности ПФР, количества его сотрудников.

Я считаю, что эти претензии не имеют под собой каких-либо серьезных аргументов. Одна из претензий - огромная армия сотрудников фонда, которые непонятно чем занимаются. Мы проводили исследование и специально сравнивали количество наших сотрудников на количество пенсионеров. У нас сотрудников примерно в два раза меньше, чем в европейских странах. Это говорит о том, что нагрузка на сотрудника ПФР от двух до четырех раз выше, чем на его коллегу в Европе. Содержание фонда, если брать в целом, у нас составляет 1,3% от бюджета ПФР, то есть, тоже в два раза ниже европейских расходов. У них от 3% и выше.

Что касается самих функций, то мы, по сути, работаем как страховая организация. Есть предложения отдать эти функции, к примеру, Казначейству, но тогда придется отдать туда и всех сотрудников ПФР.

Или предлагают вообще ликвидировать фонд. Но это означает, что нужны будут еще какие-то чиновники дополнительно. Потому что мы назначаем не только пенсии, но и пособия - всего около 50. Более того, нам постоянно передают новые виды пенсий и пособий, потому что гораздо экономичнее пользоваться уже имеющейся инфраструктурой, чем создавать новую.

При этом мы переводим работу на современные рельсы, благодаря чему оптимизируем свою структуру и сокращаемся.

- Сколько человек сейчас работает в ПФР?

Специалистов - 107 тыс. За последние 2–3 года мы сократили порядка 20 тыс. В основном за счет того, что в районах оставляем только клиентские службы. А всю обработку информации, все сложные юридические операции мы проводим в центрах. Либо межрегиональных, либо на уровне субъекта Российской Федерации.

Личная стратегия для школьника

ПФР ведет Федеральный реестр инвалидов, который охватывает более узкий круг граждан. В чем его основная задача?

Шесть лет назад Россия присоединилась к Конвенции ООН по правам инвалидов. И взяла на себя определенные обязательства, связанные с созданием доступной среды. Человек с ограниченными физическими возможностями не должен себя чувствовать ущемленным в обычной жизни. И когда мы стали думать, как это сделать, то выяснилось, что такой категории как инвалид во многих информационных базах просто нет. И, соответственно, невозможно даже подсчитать, сколько у нас инвалидов, посмотреть, насколько эффективно реализуются меры для их поддержки, нет никакой статистики. И тогда государство приняло решение о создании Федерального реестра инвалидов, который предусматривает ведение соответствующей персонифицированной информации. На основании этого реестра все органы будут получать юридически значимую информацию для оказания инвалидам госуслуг, а также всю необходимую статистику.

А инвалидам, в свою очередь, не нужно бегать со справками в эти органы. У них появляется возможность через личный кабинет получать информацию о том, какие услуги ему положены.

Реестр уже создан. По его данным у нас в стране более 12 миллионов инвалидов. Из них 640 тыс. - это дети.

В настоящее время проходит согласование законопроект, который обяжет все госорганы при определении права инвалида на какие-то виды услуг пользоваться только этим реестром. Мы ждем направления законопроекта в Госдуму. Этот реестр даст многое для понимания того, насколько эффективно тратятся государственные деньги на программы по поддержке инвалидов и их интеграции в социум.

Изменения в пенсионном законодательстве стали в последние месяцы ключевой темой в российском обществе. Фиксирует ли ПФР активность мошенников, которые пытаются использовать информационный шум?

Есть такая история. Мы получаем жалобы граждан на то, что кто-то представляется работником Пенсионного фонда и рассказывает, что якобы ПФР проводит какую-то акцию, поэтому нужно срочно позвонить по какому-то телефону, послать куда-то SMS. В таких случаях надо обязательно связываться с Пенсионным фондом и проверять эту информацию. Пожилые люди, особенно одиноко проживающие, очень доверчивы. И верят в любые обещания каких-либо льгот, особенно если мошенники прикрываются Пенсионным фондом.

Насколько реально, чтобы наш российский пенсионер вел такой же образ жизни, как европейский? Например, путешествовал по всему миру.

Вы знаете, какая примерно государственная пенсия в Германии?

- Около €1,5 тыс.?

В 2014 году - €1050 для западных территорий и €950 - для восточных земель. Сейчас это на €200больше. На эти деньги, конечно, не попутешествуешь. Притом что коммунальные услуги там стоят совершенно других денег, а с пенсии платится подоходный налог. Просто в Европе граждане активно используют все возможности для увеличения пенсий.

К примеру, в Германии развито дополнительное страхование жизни. Кроме того, европейский пенсионер активно копит деньги на банковских счетах. К тому моменту, как он выйдет на пенсию, его дети проживают отдельно, а у него, как правило, появляется свободная жилплощадь для продажи или сдачи в аренду, оплачена медицинская страховка. И таким образом европейский пенсионер как раз и выходит на 60–70% своего заработка, что позволяет ему путешествовать по миру. Поэтому если грамотно вести свою личную пенсионную программу, будет обеспечена комфортная старость. Но при этом необходимы условия - стабильность экономики и национальной валюты.

- В каком возрасте человеку надо задумываться о личной пенсионной стратегии?

Мы уже несколько лет выпускаем учебное пособие для школьников старших классов и широкой аудитории о том, как устроена пенсионная система. Осенью мы устраиваем в школах открытые уроки, я сам не раз их проводил. Так вот, школьники с интересом слушают о пенсионной системе, и им эти знания очень пригодятся в жизни. Кстати, в ряде стран выпускают такие пособия для младшего и среднего школьного возраста. Необходимо стремиться сделать так, чтобы все знания о пенсионной системе, о разных возможностях, были доступны с самого юного возраста. Чтобы человек в них ориентировался, так же как в математике. Это вопрос финансовой грамотности. Это часть нашей жизни. Мы занимаемся и продолжим активно этим заниматься. Особенно с учетом последних изменений законодательства.

- То есть как только начал зарабатывать, надо задуматься о пенсии?

Конечно! Уже на стадии поиска работы нужно понимать, какие условия вам предлагает работодатель, что входит в социальный пакет организации. Знаете, это как ОСАГО и каско.

- Нужно, чтобы было каско?

– Да. То есть, помимо базовой пенсионной программы, желательны и дополнительные опции.

Продолжаем говорить про пенсии. Сегодня обсудим, какие виды пенсионных систем есть и как они работают.

Виды пенсионных систем

Пенсионные системы бывают двух видов: распределительная и накопительная.

Накопительная пенсионная система

Суть уже заложена в названии: пока человек работает, он делает отчисления со своей зарплаты или это делает за него работодатель. Эти средства не тратятся на выплаты текущим пенсионерам, а учитываются на отдельном счету, инвестируются и приносят доход.

Плюс системы - на нее мало влияет снижение рождаемости, рост продолжительности жизни и, как следствие, рост числа пенсионеров. Сколько человек сам накопил, столько и будет получать. Демографическая ситуация его мало волнует.

  • в такой системе беззащитными оказываются те, кто сам не может накопить на пенсию: инвалиды, люди с маленьким стажем, многодетные матери и т.п. Также уязвимы и их родственники, на которых возлагается нагрузка по их обеспечению. Всем этим людям остается только ждать милости от государства
  • размер пенсии сильно зависит от выбранной инвестиционной стратегии. Про доходность НПФ уже была статья, и ситуация там не радужная
  • все положительные эффекты от внедрения накопительной системы чувствуются далеко не сразу. Ведь существующим пенсионерам, которые не затронуты накопительной системой, все равно необходимо платить пенсии. Это увеличивает нагрузку на госбюджет (или заставляет государство увеличить пенсионные отчисления).

Распределительная система

Распределительная система работает по принципу солидарности или взаимопомощи поколений. Поэтому ее еще называют солидарной. Работающие люди с помощью своих отчислений обеспечивают жизнь пенсионеров. Т. е. каждое поколение получает пенсии за счет следующего. При этом уплаченные взносы не инвестируются, а идут на выплату текущих пенсий.

Плюс распределительной системы - пенсии получают и те, кто сам не смог своими отчислениями обеспечить себе пенсии.

Минус -зависимость от демографической ситуации. Система зависит от соотношения доходов(а именно от количества плательщиков и размера отчислений) и расходов, то есть от количества пенсионеров и размера выплат. Изменение любого из этих чисел неизбежно сказывается на балансе всей системы. Если рождаемость падает, а продолжительность жизни растет, текущих отчислений перестает хватать на выплаты пенсий. Об этой проблеме еще в 1994 году писал Всемирный банк в своем докладе «Предупреждение всемирного кризиса старения» (Averting the Old Age Crisis).

Какая модель наиболее гуманна?

Накопительная, где каждый сам за себя, или солидарная, где и взносы, и пенсии равномерно распределяются между людьми? Да, накопительная система хороша тем, что ваши взносы только ваши. Если они есть, и если их достаточно. А если нет - то это только ваша проблема. Хотите вы такой схемы для себя? И помните, что при такой системе, если ваши родители не накопили себе на пенсию, - это тоже ваши проблемы. Если ваша жена родила нескольких детей, и из-за этого ее отчислений не хватит на нормальную пенсию - это тоже будет ваша проблема. А у жены тоже есть родители, и если и они по каким-то причинам не накопили на пенсию, то угадайте, чья это проблема? Не много приходится на одного человека? Получается, что накопительная система хороша для здоровых холостых людей без малообеспеченных родителей. Сурово, но так. Остальным выгоднее солидарная система, в которой их могут хотя бы подстраховать от чрезмерной нагрузки.

У нас в России пенсионная система распределительная. , поэтому дальше давайте говорить про распределительную систему.

Почему выгодно иметь много людей с большими (и белыми) доходами?

Давайте рассмотрим на примерах.

Иван получает ежемесячно зарплату 130 500 рублей. Зарплата у Ивана белая, то есть работодатель исправно делает отчисления в ПФР. И не только туда, но сейчас не об этом.

Взносы в ПФР рассчитываются с зарплаты до вычета НДФЛ. У Ивана это 1 800 000 рублей в год.

Предельная сумма, с которой уплачивается 22% взносов, - 1 021 000 рублей.

То есть с этой суммы Иван платит в ПФР 224 620 рублей.

А что с остальными доходами?

С суммы дохода выше 1 021 000 рублей в год уплачиваются пенсионные взносы по ставке 10%.

То есть (1 800 000 - 1 021 000) * 10% = 779 000 * 10% = 77 900 рублей.

Итого с зарплаты Ивана в ПФР отчисляется 224 620 + 77 900 = 302 520 рублей взносов в год.

Или в среднем 25 210 рублей в месяц.

Средний размер пенсии в 2017 году составил 13 800 рублей.

То есть фактически отчислений Ивана хватает на пенсии 2 пенсионерам.

Еще пример.

Василий. Ежемесячная зарплата до налогов 15 000 рублей в месяц или 180 000 рублей в год.

Считаем, сколько денег идет с его дохода в ПФР.

180 000 * 22% = 39 600 рублей в год.

Или 3 300 рублей в месяц.

То есть чтобы выплатить среднюю пенсию одному пенсионеру нужны отчисления 4 работников с зарплатой 15 000 рублей.

Что немаловажно, при таких отчислениях в ПФР средств Василия не хватило бы даже для финансирования его собственной минимальной пенсии в будущем.

Стоит напомнить так же, что индивидуальные предприниматели (ИП) в 2018 году перечисляют в ПФР 26545 руб в год при доходах менее 300 тыс. руб. Если доходы ИП превышают 300 тыс. руб, до добавляется еще 1%. Но общая сумма пенсионных начислений все равно довольно маленькая. Если ИП заработал 1 млн. руб, то в ПФР он заплатит 33545 руб. Ситуация еще более плачевная чем у Василия. Пенсию ИП будут выплачивать "вскладчину" другие участники солидарной системы.

Вывод 1

При солидарной системе распределяются не только выплаты между всеми пенсионерами, но и взносы между работающими. Каждый обеспечивает столько пенсионеров, сколько может. Кто-то может обеспечить четверть пенсии, кто-то 2 и даже больше, а пенсии при этом получают все. Благодаря такой системе снижается нагрузка на людей с небольшими доходами.

Так, Василий из примера не смог бы содержать родителей. Ему распределительная система выгодна, т.к. при ней его родители получают в среднем 27 000 р. на двоих, при том, что Василий платит взносов 3 300 рублей.

Вывод 2

При распределительной системе обществу выгодно, чтобы максимальное число людей получали высокие доходы. И при этом платили все налоги и взносы. Так, Иван из примера своими отчислениями с зарплаты в 150 000 рублей (до уплаты НДФЛ) содержит 2 пенсионеров вне зависимости от того, есть у него родители или нет. При накопительной системе личные доходы были бы личной выгодой или проблемой каждого отдельного человека.

Вывод 3

Однако наилучший эффект достигается от одновременной работы распределительной и накопительной систем. Причем именно добровольной накопительной, когда человек сам решает, сколько он будет откладывать денег на пенсию и куда. Именно благодаря одновременному использованию обоих систем европейские и американские пенсионеры и получают высокие выплаты в размере 58-83% от предыдущих доходов.